Вход
Возможности использования семейного альбома в гештальт-терапии

Возможности использования семейного альбома в гештальт-терапии

Порой эффективно привносить в психотерапевтический процесс элементы фототерапии за счет обращения к семейным альбомам клиентов. Они хранят в себе ценную информацию об отношениях между членами семьи клиента, об истории его жизни, о семейных взаимосвязях, повлиявших на формирование его личности. Семейный альбом имеет преимущество перед работой с отдельными фотографиями, так как позволяет увидеть паттерны поведения клиента и отследить динамику их изменений во времени.

Создавая семейный альбом, люди преследуют скрытую цель – показать семью с «лучшей стороны», идеализировать ее. Дж. Вайзер считает, что семейный альбом не может быть объективным артефактом, который люди воспринимают как подлинный документ. Это объясняется так же тем, что каждый член семьи при помощи одних и тех же фотоснимков расскажет историю, которая будет отличаться от историй остальных, согласно своей точке зрения. Таким образом, чтобы избежать влияния идеализированной составляющей семейного альбома имеет смысл попросить клиента вернуться в прошлое, чтобы воссоздать свою уникальную версию истории и реконструировать альбом по-своему.

На снимках из альбома могут обнаружиться неосознаваемые, либо игнорируемые клиентом детали и особенности. Например, физические сходства клиента с кем-то из членов семьи. Или, наоборот, могут более явно проявиться различия. Лучшего доказательства подобных связей, чем на фотоснимке, пожалуй, больше нигде не найти. Альбомы хранят в себе «забытых» людей, секретные подробности, семейные мифы, ложь во благо и драматические истории. А то, чем пренебрегли на страницах альбома, порой более значимо в терапевтическом плане, чем то, что в нем представлено.

Семейные альбомы будут полезны для диагностики: например, для получения информации о таких семейных явлениях, как синтез\дифференциация, семейные «мифы» и «сценарии», механизмы триангуляции, семейные стабилизаторы, коалиции, а также для выявления прочих эмоциональных связей между членами семьи.

Специалисты в области фототерапии дают рекомендации по работе с фотоснимками клиентов в рамках рассмотрения их семейных альбомов. В первую очередь терапевт должен осознать свои чувства, которые он испытывает, когда смотрит на снимок. Это поможет понять общую эмоциональную атмосферу на фотографиях. Картинка на первый взгляд может быть очень красивой, но вызывать у наблюдателя (терапевта) отвращение. Эмоциональная атмосфера может так же проявляться в мимике, позах, пространственном расположении людей относительно друг друга. Следует обращать внимание на пространство, в котором создавался снимок и контекст снимка, то есть фон, на котором расположены члены семьи.

Во-вторых, нужно следить за вербальной и невербальной реакцией клиента на каждый снимок и акцентироваться на работе со снимками там, где отклик клиента больше всего проявляется. В дальнейшем можно прояснить следующие вопросы:

  • Кто отвечает в семье за наполнение альбома, и какие потребности могли бы лежать в основе их выбора? В результате можно выйти на проекцию клиентом своих потребностей.

  • Кто чаще всего выступает в роли семейного фотографа? Очень интересно будет поисследовать ситуацию, если окажется, что в альбоме больше снимков, сделанных привлеченным фотографом, не членом семьи. Тогда будет интересна его роль в этой семейной системе.

  • Как часто, кто, в каком составе и для чего смотрит семейный альбом?

  • Какие ситуации представлены в альбоме, а какие нет?

  • Какие члены семьи в нем фигурируют чаще, какие реже?

На фотографиях дистанция, пространственное расположение членов семьи, их позы, выражения лиц могут быть разными, что способно говорить об эмоциональной близости или, наоборот, отчуждении между ними. Если, к примеру, между людьми на фотографии отсутствует физический контакт, то это может указывать на их эмоциональную отстраненность друг от друга. Когда терапевт с клиентом вместе смотрят фотографии из семейного альбома, клиент чаще вспоминает о разных ситуациях из семейной истории. В эти моменты он может осознать ранее блокируемые чувства по отношению к фигурам на снимке, а так же переосмыслить характер отношений в родительской семье. Благодаря этому терапевт может получить представления об атмосфере, в которой воспитывался клиент.

Поскольку на фотографии можно увидеть не только негативные семейные отношения, но и положительные, наполненные эмпатией семейные связи, такие снимки могут давать внутреннюю поддержку клиенту в настоящем. Он может сравнивать фотографии, и таким образом, научаться различать положительный и отрицательный опыт семейных отношений.

Иногда можно увидеть отношение родителей к ребенку по тому, как родитель держит его в момент фотосъемки и по реакции ребенка на это положение. Из этого можно сделать предположение о степени удовлетворенности клиента существующими отношениями. Отсутствие проявлений теплоты от родителя к ребенку вероятнее всего приведет к ощущению им внутренней пустоты и неудовлетворенности в отношениях во взрослом возрасте. Этот факт также может характеризовать и его отношения с собственными детьми.

Если у клиента есть братья и сестры, то семейный альбом может больше рассказать об его взаимоотношениях с ними. Часто на снимках отчетливо заметны проявления борьбы детей за внимание и «привилегии» со стороны родителей, т.е. сиблинговая конкуренция. Когда в семье появляется новый ребенок, старшие дети могут обижаться на родителей за недостаток внимания и злиться на новорожденного, за то, что он переключает это внимание на себя. Характерные этим чувствам поведенческие паттерны очень заметны на семейных фотографиях.

Дети могут быть расположены на фотоснимках в соответствии с их ролями и позициями в семье, а так же в зависимости от порядка их рождения. Ребенок, который является центром родительского внимания, нередко располагается в самом центре. В основном центральное положение занимают самые маленькие дети. Привилегированное положение может так же зависеть от пола ребенка. Проявление привилегированности может проявляться в том, что родитель сажает ребенка на колени или располагает рядом с собой.

По фотоснимкам из семейного альбома, можно увидеть какие нормы поведения и ценности есть в данной семье. Для того, чтобы попасть на страницы семейного альбома, люди должны соответствовать определенным критериям, быть любимыми и принятыми в семье.

Так же стоит обратить внимание на выражения глаз у участников фотографии. Взгляды родителей на снимках бывают весьма красноречивы, выступая как способ общения с ребенком, и способны повлиять на него сильнее, чем слова. Когда клиент рассматривает свои детские фотографии, то способен осознать, какое чувство стоит за взглядами родителей – пренебрежение, досада, раздражение, любовь, гордость или восхищение. Понимая значение взглядов, клиент может испытывать разные чувства, в одних случаях вину или страх, в других радость или гордость.

В заключение хочется добавить, что использование фотографии в процессе психотерапии не ограничивается работой с семейным альбомом, а предполагает как работу с готовыми фотоматериалами клиента, так и создание оригинальных авторских снимков клиентом, а так же участие клиента в постановочных фотосъемках в различных образах. Основным содержанием эксперимента с фотографией, является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т. п.

 Автор: Антон Филиппов

Метки: , , ,