Семейная коммуникация
Семейная коммуникация – это ещё один параметр семейной системы, который позволяет понять причины формирования симптоматического поведения.
Коммуникация – это процесс обмена сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи (вербальное общение), так и с помощью жестов, мимики, окраски голоса, интонации и т.д. (невербальное общение). Исключить коммуникацию невозможно. Когда мы находимся рядом с другим человеком – мы коммуницируем. Всякое поведение в присутствии другого человека есть коммуникация. Муж и жена говорят друг другу приятные слова, папа объясняет сыну как собирать конструктор, жена гремит кастрюлями на кухне, человек уходит, хлопнув дверью, закрытая в комнату дверь – всё это коммуникация.
Коммуникация – важная составляющая семейной системы, следовательно, она оказывает сильное влияние на эмоциональный банк каждого члена семьи. В зависимости от особенностей семейной коммуникации, эмоциональный банк отдельных членов семьи может наполняться тяжелыми хроническими чувствами, либо, наоборот, сбалансированными здоровыми.
Ранее я уже говорили, что эмоциональный банк зависимого человека переполнен хроническими чувствами стыда, вины, страха, обиды и одиночества. Чувства эти начали копиться у него с самого детства. Какие вклады, формирующие подобный эмоциональный банк, поступают от авторитетных взрослых на уровне вербального и невербального общения? Можно выделить несколько возможных вариантов, конечно, всего перечисленного в процессе воспитания, да и общения, не всегда возможно избежать, но чрезмерное и частое воспроизведение данных вариантов приводит к формированию хронических чувств у человека, на которого они направлены.
- Приказы, команды.
- Предупреждения, предостережения, угрозы.
- Мораль, нравоучения, проповеди.
- Советы, готовые решения.
- Лекции, нотации, логические выводы.
- Критика, нотации, обвинения.
- Похвала.
- Обзывание, высмеивание.
- Догадки, интерпретации.
- Выспрашивание, расследование.
- Сочувствие на словах, уговоры.
- Отшучивание, уход от разговора.
- Манипуляции.
Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия. Патологичные стереотипы создают хронические чувства. Кроме того, грубая или жесткая интонация голоса, отсутствие тактильного контакта, например, обниманий, грубые жесты – также формируют хронические чувства в эмоциональном банке.
Существует ещё один вид коммуникации – это метакоммуникация. Метакоммуникация невидна явно, но все мы считываем её, соотнося между собой сигналы вербального и невербального общения, а также контекст, в котором передаётся сообщение. Метакоммуникация представляет собой сигналы, помогающие правильно понять смысл сообщения, например, является ли фраза шуткой или оскорблением, игрой или приказом.
Построение сообщения на двух уровнях, противоречащих один другому, то есть когда коммуникация и метакоммуникация противоречат друг другу, приводит к парадоксу или, иначе, к двойным посланиям. Приведу несколько примеров.
- Жена ожидает от мужа, чтобы он руководил ею, взял на себя ответственность, но в тоже время вел её только туда, куда она желает сама.
- Любовь по приказу: мама говорит сыну, что будь он хорошим ребёнком, он бы получал удовольствие от этого скучного урока.
- Слишком заботливые родители требуют от подростка самостоятельности, ответственности, и в тоже время постоянно руководят сыном, даже не отпускают его гулять после восьми, так как это слишком опасно.
- Мама наркозависимого сына ругает его за взятый кредит и угрожает, что не даст ни копейки на его погашение, в тоже время, после этих слов, она начинает платить кредит. Коммуникативное послание: “Я не буду платить твой кредит – это твоя ответственность”, а метакоммуникативное: “Я выплачу твой кредит, так что можешь взять ещё один”.
С двойными посланиями между членами семьи часто приходится сталкиваться при зависимом - созависимом поведении. Ещё одним видом парадоксальной коммуникации является различные требования матери и отца к ребёнку, когда сообщение одного родителя отрицает сообщение другого.
Какая же коммуникация является эффективной? Вероятно, не стоит лишний раз повторять, что от перечисленных 13 вариантов неконструктивного общения стоит совсем отказаться, либо свести их к минимуму. Также важно следить, чтобы сообщения были согласованны на обоих уровнях, на уровне сообщения и его смысла.
Для эффективной коммуникации необходимо освоить “я-высказывание”, активное слушание и развить в себе эмпатию.
Активное слушание предполагает попытки побудить человека к разговору, точно воспринять сказанное им и попытки удержаться в рамках темы разговора.
Эмпатия – это попытка понимания эмоций, состояний и чувств, которые испытывает другой человек. Не стоит путать эмпатию с состраданием. Это способность встать на место другого. На фоне эмпатии возникают реакции поддержки (истинные). Цель поддержки – выразить одобрение, воодушевить, успокоить, утешить, обрадовать.
Я-высказывание — способ общения, при котором человек описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом окружающих. Я-высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». Не ты – плохой, а я на тебя злюсь. Не ты самолюб, а мне бы хотелось, чтобы ты заботился обо мне.
Всё перечисленное поможет не добиться от человека всего того, чего мы хотим, а поможет остаться с ним в контакте.
Литература.
- Черников А.В. Системная семейная терапия:интегративная модель диагностики. М.: «Класс», 2001 — 208 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком как? АСТ, 2016 -304 с.
Автор: Прошкин Николай