Вход
О клетках, маленьких стульчиках и большом путешествии.

О клетках, маленьких стульчиках и большом путешествии.

Однажды в зоомагазине я разговорилась с продавцом. Мы говорили о птицах, домашних птицах, которые живут в клетках. Девушка продавец рассказывала о том, как и чем их кормить, какие гнезда лучше, куда прикрепить купальню и многое другое. И тут она меня спросила:

- А Вы своих попугаев летать выпускаете?

- Нет (я искренне была удивлена). А зачем?

- Так ведь у них же крылья.

Эта «НОВОСТЬ» меня как громом поразила. Нет, я, конечно, знала, что у попугаев есть крылья. Но то, что природа заложила в птицу ПОТРЕБНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ летать, а она при этом сидит в клетке, было для меня на тот момент открытием. И вдруг я вспомнила разговор с клиенткой, состоявшийся накануне – историю красивой женщины, которая не может танцевать. Она рассказывала о празднике. Играла музыка, она сидела за столом в окружении друзей. Ноги под столом выплясывали, отстукивая в такт песни, энергия внутри бурлила и требовала выхода. Мучительно хотелось танцевать. Но она оставалась неподвижно сидеть на стуле. Страх выглядеть нелепо, неуместно и неуклюже был сильнее собственного желания. «При одной мысли о том, что сейчас пойду танцевать, я цепенела. Я чувствовала, как мое тело становится неподвижным. Я была словно в клетке». И я подумала, что моя клиентка подобна этой птице. Имея потребность и способность танцевать, продолжает оставаться в клетке, в которой каждый прутик – сомнение, страх, неуверенность и критика себя. Есть одна лишь разница... Птицу действительно может выпустить кто-то другой. А дверь из клетки моей клиентки может открыть только она сама.

«Мы отдыхали с мужем на море. С нами были еще две пары, женщины в этих парах были гораздо моложе меня. Я постоянно невольно сравнивала себя с ними, и в этом сравнении проигрывала в своих собственных глазах, и как мне казалось, в глазах окружающих. Я была подавлена и недовольна собой. Однажды на море были большие волны. Все вокруг радостно прыгали на них. Для того, чтобы прокатиться на волне, надо было повернуться к ней спиной и подпрыгнуть в тот момент, когда волна была совсем близко. О, это было захватывающе. Жаль только, что я не смогла насладиться этим. Я смотрела, как прыгают эти две юные особы, и думала о том, что я так точно не смогу. Что для таких прыжков я полновата, не так легка и грациозна, что муж увидит, насколько я неуклюжа, и мне будет стыдно за себя. Я осталась стоять на берегу, разочарованная собой. Мне так хотелось! Но я не смогла» .

Эту история поведала мне другая клиентка, на вид довольно молодая, стройная и очень симпатичная. Две клиентки, две милые женщины, такие разные, но так похожи своими историями. Сомнения (а вдруг у меня не получиться), неуверенность (это не для меня), самокритика (я неуклюжая, неловкая, негибкая и т.д.) и страх (другие все это увидят). К этому «замечательному» набору прилагается также стыд, который возникает от ощущения своей «плохости» и неуместности. Это лишь две истории, но, если оглянуться вокруг - вы увидите, сколько рядом подобных проявлений, а точнее «не проявлений»!

Я водила знакомство с одной семьей и была свидетелем того, как родители и другие взрослые вокруг, буквально научили девочку быть стеснительной. Мама была очень тревожной и контролирующей, поэтому часто пресекала естественные побуждения дочери. Вместо поддержки и одобрения была критика и предостережения. Вдобавок к этому девочке открытым текстом говорилось о том, что она стеснительная. Знающие и значимые взрослые, рассказали ей, где она стесняется и как она стесняется, а потом объяснили, что стесняться – это плохо. Почему это плохо, тоже объяснили. Немудрено, что малышка, не смотря на все свои способности, верила в свою «плохость» и стеснительность.

Воспитатели в детском саду, также были поставлены в курс о стеснительности ребенка и со своей стороны всячески поддерживали эту установку. Поэтому в утренниках девочка не участвовала, а сидела на стульчике, в числе других стеснительных детей. Как правило, это одни и те же дети, которые из года в год наблюдают за праздником жизни со своих стульчиков. Они просто смотрят, как кто-то другой поет, как кто-то другой танцует, как кто-то другой рассказывает стихотворение, как кто-то другой участвует в постановке. А в это время дети на стульчиках грустят, скучают, теряют интерес к происходящему и окончательно перестают верить в себя. Потом эти детки подрастают и становятся взрослыми, но продолжают сидеть на своих маленьких детских стульчиках. И неудобно уже, и некомфортно, и напряжения много. А встать страшно. А вокруг опять живут другие, поют и танцуют другие, прыгают через волны другие, соприкасаются с жизнью другие!

Как часто люди перестают «быть» и становятся сторонними наблюдателями жизни! Как часто мы посвящаем свою жизнь тому, чтобы реализовать концепцию того, какими мы должны или не должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя! И чем меньше мы уверены в себе, тем меньше соприкасаемся с собой и с миром. Многие люди, в своей повседневной жизни, разучились действовать спонтанно и творчески. Внутренний критик и контролер строго следит за тем, чтобы все было «как надо». Там, где много внутренних «надо» и «нельзя» трудно разместить «хочу». И даже если вдруг «хочу» появляется, как в случае с моими клиентками, оно либо не реализовывается, либо удовольствие от действия отравляется все тем же внутренним критиком. Постепенно человек становится застывшим и закостенелым, а его активность напоминает набор шаблонов и заготовок.

В этой статье я рассматриваю ситуацию, когда уже есть потребность, и есть энергия для ее реализации, но действие, направленное на удовлетворение, так и не совершается. В теории контакта фаза «действие» предшествует фазе контакта (модель П. Кларксон), чтобы что-то случилось нужно сделать действие.. На этой точке цикла контакта происходит выбор и выполнение действия. Действие – это движение, ведущее к финальному контакту с каким-либо аспектом среды, направляя организм к удовлетворению потребности. Человек выбирает или отвергает разные возможности.

Так что же такого происходит с нами в тот момент, когда мы себя останавливаем? Для того, чтобы действие произошло, нужна энергия «Мобилизация энергии необходима для обслуживания удовлетворения потребности. Однако если появившаяся «фигура» потребности расценивается как плохая или недопустимая, появляющееся возбуждение прерывается или оказывается недостаточным для дальнейшего действия. Интроективный механизм появляется на стадии мобилизации и прерывает переход к действию.» ( И.Д. Булюбаш «Руководство по гештальт-терапии»).

Давайте вернемся к трем нашим героиням. Робость, страх, неуверенность в себе, разочарование и ощущение собственной «плохости». Некое ощущение себя и представление о себе, не совпадающее с реальностью, с теми внешними данными, способностями и умениями, которые я наблюдала. Установка, представление о себе, которое было принято на веру от значимых взрослых. Тот самый интроект (и не один!), который мешает перейти к действию. «Интроекция – это невротический механизм, посредством которого индивидуум принимает нормы, способы поведения или установки, которые на самом деле не являются его собственными». (И.Д.Булюбаш «Руководство по гештальт-терапии»).). Вот она - клетка. Вот он - маленький детский стульчик.

А дальше дорогие мои читатели, выбор за Вами. Может быть, читая эти строки, Вы обнаружили свою клетку или свой детский стульчик, на котором остаетесь сидеть до сих пор и наблюдаете с него, как живут другие. Не спешите. Прислушайтесь к себе, почувствуйте себя. Почувствуйте напряжение, которое копилось годами. Вы можете остаться там, где Вы есть, а можете отправиться в большое путешествие от маленького стульчика.

И если Вы все-таки решили рискнуть, пригласите с собой терапевта. Да, да. Именно это путешествие предполагает, что рядом с Вами будет терапевт. Ведь путь ИЗ клетки и ОТ маленького стульчика – это и путь К… К себе, к жизни, к людям. Поверьте, это путешествие не из простых. Ведь Вам предстоит извлечь, разжевать, раздробить, оставить и выкинуть множество интроектов. Рассмотреть и присвоить огромную гору проекций. Развернуть и направить в нужное русло подавленную энергию. Рискнуть отпустить излишний контроль и насладиться процессом. И конечно же ассимилировать полученный опыт. Самюэль Джонсон, английский литературный критик и поэт эпохи Просвещения, сказал однажды: «Польза путешествия – это возможность приспособить свое воображение под реальность, и, вместо того, чтобы думать, каким все должно быть, видеть все так, каким оно есть». Счастливого путешествия Вам друзья!

Автор:  Елена Верясова

Метки: ,