Истерическая личность, стратегия ведения долговременной терапии.
«Она была актрисою и даже за кулисами
Играла роль, а зрителем был я...»
Из песни В. Меладзе
Истерик — это не оскорбление. На профессиональном языке так говорят о клиентах с преимущественно истероидным вектором организации характера. Клиентах драматичных и театральных, способных создавать страдания по поводу и без.
Для лучшего понимания разницы между организацией характера и состоянием психического здоровья предлагаю ввести три простых уровня проявлений: низкий, средний и высокий.
При низкой активности истероидного вектора психика легко корректируется с помощью терапии словом.
При средней — словом вылечить сложно, но можно.
При высокой, специалисты ставят диагноз «истероидное расстройство личности» и, параллельно с психотерапией, назначают лечение с применением медикаментов.
Как понять, что ваш клиент — истерик?
Исследовать этот феномен начинал Зигмунд Фрейд. Благодаря исследованию истерии и появился психоанализ.
Большой вклад в описание истероидной личности был внесён Нэнси Мак-Вильямс.
По мнению Мак-Вильямс, такую личность характеризует высокий уровень тревоги, постоянного напряжения и реактивности. Когда тревога становится слишком сильной, она ищет выход в волнующей любовной истории.
Энергичные, склонные попадать в драматический круг люди переходят от одного кризиса к другому с невероятной скоростью. Из-за интенсивной тревоги их страдания кажутся преувеличенными.
Истероиды умеют быть очаровательно безразличными, минимизируя тяжёлые ситуации, придумывая ложные воспоминания или приукрашивая свои. Склонны рассказывать неправду, при этом сами свято верят в неё.
На терапевтических сессиях они успевают и поплакать, и посмеяться, бывает, делают это одновременно. Имеют избыток вины и стыда. Их состояния неустойчивы, постоянно меняются.
Такие клиенты идут к терапевту с жалобами на недостаток любви, внимания и сексуальной близости. На фоне этого недостатка часто строятся любовные треугольники и зависимые отношения. Желания близости и любви усиливаются, становясь фигурой.
Сексуальной близости истероиды уделяют особое внимание, думая, что это единственный способ близости. Образ мышления у них эротизирован. Разделить в их голове сексуальность и близость — одна из задач терапии.
Выглядят такие клиенты обаятельными, одеваются ярко и привлекательно, в поведении бывают сексуально провоцирующими, сами этого не замечая и не осознавая своего сексуального приглашения.
Демонстрируя тело и при этом стыдясь его, истерики стараются быть в центре внимания, одновременно чувствуя себя хуже других.
Как формируется истероидный характер?
Сценарий формирования истероидного характера у женщин Н. Мак-Вильямс описывает так. Когда чувствительная маленькая девочка, нуждающаяся в материнской заботе, встречается с фрустрацией, она разочаровывается и начинает отделение через обесценивание.
Конфликтуя и конкурируя с матерью, дочь обращает внимание на отца как на более тёплую и надежную фигуру. Отцы становятся личностями, внушающими страх и одновременно соблазнительными.
Впоследствии такая девочка воспринимает мужчин как сильных и восхитительных, а женщин — как слабых и незначительных. Смотря на мужчин снизу вверх, одновременно восхищаясь и завидуя, она будет конкурировать с ними. При этом она будет использовать сексуальность, считая её своей главной силой наряду с хитростью.
Такие женщины чувствуют сексуальную энергию как нервозность, а подавляя эротическое возбуждение, ощущают себя сексуально неудовлетворенными. Секс используют скорее как защиту, а не как самовыражение, редко получая истинное удовольствие.
Повторяющиеся круги страдания могут выглядеть следующим образом.
В поиске безопасности и самоуважения такие женщины, используя свою сексуальность, привязываются к мужчине, который кажется особенно сильным. Не получая должного удовлетворения, они хотят пробудить в нём более нежные и чувственные стороны, за которые бессознательно презирают его как недостаточно мужественного, мягкого, слабого.
Мужчины с истероидным характером встречаются реже, страдания у них похожи, только связаны они с женщиной. Правильнее сказать, с женщинами, так как удерживаться в одних стабильных отношениях им сложно. Жажда эмоциональных «американских горок» и женского внимания провоцирует частую смену партнера. Презентуя себя, они хотят выглядеть неприступными, уникальными и загадочными, одновременно соблазняя и отталкивая.
Ощущая себя маленьким, беспомощным ребёнком с пустотой внутри, такой человек, независимо от пола, нуждается в управлении другими, для уменьшения тревоги и ощущения безопасности.
Особенности переноса и стратегии работы.
Большую роль в переносе играют гендерные различия и возраст.
Придя к терапевту-мужчине, женщины страдают, борются и иногда влюбляются. Чувствуя возбуждение и страх, становятся защитно-соблазняющими.
С терапевтом-женщиной - они враждебны, конкурируют и оценивают, приписывая эти качества терапевту.
Таким образом, обнажается центральный конфликт.
1. Терапевтические отношения выглядят для таких клиентов пугающими. Необходимо потратить много часов для создания альянса и установления доверия. Нахождение общих человеческих интересов, отсутствие критики и обесценивания, живой интерес к историям помогают в этом процессе.
При отсутствии доверия на начальном этапе эмоциональность таких клиентов в присутствии терапевта может переживаться болезненно и стать причиной резкого завершения терапии и убегания клиента.
Сила переживания влечения, страха или ненависти, как и тревога, её сопровождающая, также могут отпугнуть от терапии.
2. В союзе с терапевтом-мужчиной клиенты-женщины могут бессознательного добиваться любви терапевта, страстно желая выглядеть особенно, говорить правильно и обязательно понравиться.
Если вовремя не заметить и не обсудить эту особенность, она приведёт к замедлению терапевтического процесса.
Терапевт в таком переносе, как и любой другой мужчина, становится либо переоценённым, либо обесцененным.
Нахождение середины, с возможностью увидеть терапевта не волшебником и не шарлатаном, установить с ним тёплые, доверительные отношения — большой шаг в работе с таким клиентом.
Терапевту-мужчине сложно, но важно не поддаваться соблазну, не играть роль всемогущего папы беззащитной и беспомощной малышки.
Велик соблазн дать совет, похвалить, подбодрить, утешить, поддерживая при этом слабость клиента, не давая возможности научиться оказывать себе поддержку самостоятельно.
3. Осознавать соблазнительность обязательно!
Попытка и провал соблазнения терапевта могут привести к трансформации. Возможно, впервые авторитетная личность предложит помощь, не используя при этом. Терапевт должен быть спокойным и не дерективным, исследуя и интерпретируя перенос.
4. Создавать сердечный союз и прояснять условия контракта. Тактично интерпретировать чувства, желания, ожидания и страхи. Клиенту важно прийти к собственному пониманию любой ситуации в своей жизни. Теория «Я знаю вас лучше, чем вы сами» наносит вред терапии.
Важны осторожные вопросы, замечания, возврат к тому, что чувствует клиент, как понимает и как ещё это можно интерпретировать.
Важна вера в то, что клиент может решать сам за себя и принимать взрослые решения.
Итоги.
Подытоживая статью, отмечу, что когда мы, гештальт-терапевты, обсуждаем характер личности, шизоидный, нарциссический или, как в этой статье, истерический, мы прежде всего ищем к человеку подход, анализируем механизмы прерывания контакта, чтобы выбрать оптимальную стратегию помощи.
Решая такую непростую задачу, нам важно отдавать себе отчет, что в процессе формирования этот человек на тех или иных возрастных этапах пережил травмирующие ситуации. Это не сделало его менее приспособленным, а сделало более чувствительным, восприимчивым к определенным процессам, к реакции среды на некоторых точках контакта.
Часто, в начале терапии, клиент переживает свои особенности как ограничения доставляющее проблемы, для терапевта это не является патологией, скорее удивительным и прекрасным в своем своеобразии механизмом приспособления.
Наша творческая задача, день за днем создавать такие условия, в которых клиент будет учиться использовать эти особенности как союзника, а не как врага, учиться осознавать процессы и быстрее восстанавливаться, не застревая в драме надолго.
В завершении напрашиваются слова популярной молитвы богослова Карла Этингера: «Господи, дай нам спокойствие принять то, чего мы не можем изменить, дай нам мужество изменить то, что мы можем изменить. И дай нам мудрость отличить одно от другого».