Вход
Памятка начинающему терапевту

Памятка начинающему терапевту

Прежде чем стать терапевтом - станьте клиентом. Опыт личной терапии - фундамент для формирования терапевтических навыков.

Ясно сформулируйте и изложите при необходимости письменно условия вашего терапевтического контракта с клиентом. Используйте на первой встрече.

Узнайте, чем отличается "реальный запрос" от "нереального". Активно используйте полученные знания. Помните, что формирование запроса - задача терапевта, а не клиента. Не обольщайтесь - поиск запроса может продолжаться несколько (десятков) сессий подряд. Без запроса не работайте, берегите себя. Узнали, чего хочет клиент? Уверены? Проверьте, и снова начинайте поиск запроса. Нашли? Будьте последовательны - снова проверьте.

Главные вопросы в терапии уже изобрели, вот они:

Что клиент чувствует?

Что клиент не чувствует?

Что клиент хочет?

Что клиент не хочет?

Как клиент делает, что хочет?

Как клиент делает то, что не хочет?

Не изобретайте велосипед - пользуйтесь накопленным для вас опытом.

Не знаете, о чем спросить клиента? Спросите, что он сейчас чувствует. Вы же знаете, о чем спросить клиента? Лучше спросите, что он сейчас чувствует. Все еще не спросили? Можно начинать! В любой момент будьте готовы дать клиенту ответ, зачем вы его об этом спрашиваете. Если сами еще не знаете - узнайте. Ясно сформулируйте, избегая психологических терминов, и изложите при необходимости письменно. Радостно пользуйтесь.

Привыкайте слышать, что клиент "ничего не чувствует" или "думает, что чувствует". Продолжайте знать, что тут правды нет, и убеждайтесь в этом, обращая внимание на тело клиента, позу, мимику, жесты, скорость и тембр речи. Заметили? Беспокойные руки? Тихий голос? Влажные глаза? Найдите то, что есть и просто поделитесь наблюдением: "Я вижу, ваши руки находятся в постоянном движении. Что с вами сейчас происходит?". Продолжайте в том же духе.

Дефлексию можно и нужно останавливать простыми словами: "Остановитесь, пожалуйста!". Когда? Сейчас. Практикуйте! Достаточно того, что контакта в сессии будет избегать клиент. Поэтому познакомьтесь ближе с собственными способами избегания контакта. Узнав "врага в лицо" - не спускайте с него глаз. Учитесь оставаться в контакте с собственными чувствами в терапевтической позиции (и не только), стремитесь развивать этот навык - это лучшее, что вы можете сделать для себя и для клиента.

Встретили незнакомый психологический термин? Используйте ресурсы информационного поля, чтобы с ним познакомиться. В вашем распоряжении личный терапевт, ведущие обучающей программы, коллеги - терапевты, психологическая литература и ваше собственное любопытство.

Прежде чем "обезглавить" сопротивление - "возглавьте" его! Узнайте, о чем речь, затем активно используйте.

Не работайте бесплатно. Не работайте бесплатно. Не работайте бесплатно. НЕ! РАБОТАЙТЕ! БЕСПЛАТНО! Поработали бесплатно? Заплатите за супервизию (если повезет, она будет одна). Не хотите платить супервизору? Страдайте. Не хотите страдать? Не работайте бесплатно.

Клиент просит у вас совет, что ему делать, и как жить дальше? Не жадничайте, непременно расскажите! Вы ведь знаете, что делать, правда? Вы же терапевт, который знает все! После этого удивляйтесь, что совет не сработал. Теперь каждый раз, давая клиенту совет - удивляйтесь, что и сейчас тоже не работает. Спустя 1000 и 1 совет признайте очевидное: советы не работают, вы не знаете, что делать клиенту, и как ему жить дальше. Теперь вы терапевт, который знает не все. Добро пожаловать в реальность!

Используйте терапевтическое молчание в качестве интервенции. Используйте терапевтическое молчание, чтобы позаботиться о себе в сессии. Молча очень удобно думать о том, что сейчас происходит с вами и что происходит с клиентом. Молча удобно формулировать терапевтическую гипотезу. ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙТЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ГИПОТЕЗУ!

Как научиться молчать в позиции терапевта? Снова используйте ресурс личной терапии - помолчите в позиции клиента. Ассимилируйте полученный опыт. Важнее когда клиент сам себя понимает, поэтому между "я вас понимаю" и "я вас не совсем понимаю" выбирайте второе.

Клиент опять "принес" вам историю очень похожую на вашу? Вспомните, что происходило у Вас на личной терапии по этому поводу. Используйте. И вообще - используйте уже опыт собственной личной терапии и стремитесь к получению такого опыта. Слава личной терапии, личной терапии - слава! Давно пора сказать. Научитесь слышать, запоминать и пересказывать историю клиента, используя слова и выражения клиента. Снова удивляйтесь, как это полезно для клиента - услышать себя не изнутри, а снаружи.

Помните, что есть преконтакт и постконтакт, которые важны точно так же, как и сам контакт. Кто-то, никто, все - это непонятно. Узнайте - кто именно. Что-то, где-то, как- бы - это непонятно. Узнайте - что, где и как. Что делать, если клиент плачет? Вы кстати уже плакали на своей личной терапии? Когда соберётесь плакать, плачьте так: плачьте и глубоко дышите, и опирайтесь на ноги, и сохраняйте часть зрительного контакта с вашим терапевтом. Думаете это легко? Убедитесь в обратном. Используйте полученный опыт! Чувствуете, что между вами тает лёд и появляется тепло? Непременно дождитесь этого момента, и только тогда мягко переходите от поддержки к фрустрации.

Кстати вы уже знаете, что такое поддержка клиента? Как дать? Где взять? Снова используйте опыт личной терапии.

Успокаивайте себя мыслью, что большинству клиентов для решения поставленных задач требуется долгосрочная терапия. И это вопрос не "сколько сессий", это вопрос "сколько лет" и даже "сколько терапевтов". Поэтому - не спешите вылечить клиента за несколько (десятков) сессий и уж тем более за одну. Вообще не спешите "лечить" клиента. Посмотрите правде в глаза: вы никого не лечите, не спасаете, не избавляете... вы сопровождаете психически здорового человека, попавшего в трудное положение.

Следите за временем в терапевтической сессии. Для этого заведите себе часы на запястье, или часы, расположенные вне поля зрения клиента. Уберите телефон, не создавайте дополнительных помех для процесса терапии, их и так предостаточно. Ожидая важный и срочный звонок, сообщите об этом клиенту до начала сессии.

Два важных условия для терапии: это зеркальные нейроны и ваша способность находиться в контакте с собственными чувствами, не теряя из вида чувства клиента. С зеркальными нейронами уже всё в порядке, организуйте второе. Не знаете, что такое зеркальные нейроны? Используйте ресурсы информационного поля.

Спрашивайте себя часто, очень часто, ещё чаще, что вы чувствуйте до встречи с клиентом, во время встречи с клиентом и после встречи с клиентом. Поделитесь обнаруженной информацией с супервизором.

Научитесь опираться на ноги в позиции клиента. Да, снова используйте опыт личной терапии! Теперь научите этому клиента.

Найдите, где у Вас границы и обозначайте их в контакте с клиентом, когда это целесообразно. Заодно разузнайте, когда это целесообразно.

Хороший терапевт совершает ошибки. Далее он их замечает и исправляет. За помощью хороший терапевт ходит к супервизору. Берите пример - делайте также. Попробуйте, как работают эти интервенции.

Вы опираетесь сейчас на ноги?

Вы сейчас дышите? Дышите, пожалуйста.

Давайте помолчим минутку?

Вы меня видите?

Вы услышали мой вопрос?

Любой терапевтический навык можно развивать. Узнайте, какие терапевтические навыки существуют. Развивайте терапевтические навыки. Как развивать терапевтические навыки? Воспользуйтесь ресурсами информационного поля и найдите ответ.

Вы довольный терапевт? Сходите к супервизору, расскажите ему об этом. Вы терапевт недовольный? Сходите к супервизору и об этом расскажите тоже. Думаете, что в супервизии нет необходимости? Сходите к супервизору - обсудите этот вопрос. Каждый раз удивляйтесь тому, что супервизия - это очень полезно.

Привыкайте находиться в состоянии неопределённости. Неопределённость в терапии частый гость. Представьте, что вы ждёте "то, не знаю что… откуда, куда и когда неизвестно". Да, это возможно!

Получите психологическое образование. Хотите стать практикующим терапевтом? Практикуйте!

 Автор: Елена Грознова

Метки: ,