Семейная и парная психотерапия в гештальт-подходе

Профессиональные тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов социальных работников, педагогов, врачей. Каждый тренинг посвящен определенной теме.

Цель и задачи профессиональных тренингов:

1. Получение информации о направлениях семейной терапии и возможная интеграция их с гештальт-подходом.

2. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта, работающего с парами и семьями

3. Развитие навыков восприятия и концептуализация практической работы с семьей.

4. Знакомство с различными методиками, позволяющими сделать работу более качественной и результативной.

5. Осознавание и проработка собственных семейных историй и взаимоотношений.

Важно!
- Познакомиться со всеми темами и активно работать на тематических модулях
- Написать теоретическую работу
- Описать и проанализировать терапевтическую работу с парой или семьей (минимум 3 сессии)

Содержание тренингов:

Тема 1.

Семья как система.

Организмический подход. Семья как среда и как организм. Основные принципы работы семейной системы. Параметры семейной системы: стереотипы взаимодействия, семейные правила, мифы, границы, стабилизаторы семейной системы, семейная история.

Жизненный цикл семьи. Выделение фигуры семейной системы. Основные кризисы, задачи и потребности в семейной системе. Модальности контакта, синхронный и диахронный аспекты.

Принципы семейной терапии: циркулярность, гипотетичность, нейтральность.

Основные задачи терапевта в начале работы: формирование запроса, исследование взаимодействия, заключение контракта.

Методы исследования семейной системы. Этика семейного терапевта.

Тема 2.

Вектор семейной терапии, ориентированный на семейную историю.

Идентифицированный пациент. Основные концепции теории М.Боуэна: уровень дифференциации как формирование фигуры из Ид-ситуации, треугольник при построении контакта в присутствии Другого; ядерная эмоциональная система; процесс семейной проекции; эмоциональный разрыв; межпоколенческая передача как поле фигур; сиблинговая позиция; социумная регрессия.

Способы изучения семейной истории. Циркулярное интервью и цикл контакта. Последовательности взаимодействия.  Техники семейной интервенции.

Методики исследования семейной истории. Работа с генограммой.

Тема 3.

Вектор семейной терапии, ориентированный на структуру/процесс. Структурная школа (Сальвадор Минухин). Основные параметры семейной структуры: сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. Коалиции горизонтальные и вертикальные.

Семья как коммуникативные система (Пол Вацлавик). Модальности контакта. Симметричные и комплиментарные взаимоотношения. Циркулярное интервью. Основные аспекты взаимодействий. Прямые и парадоксальные предписания как поддерживающие и фрустрирующие интервенции.

Функциональные и дисфункциональные семьи. Способы прерывания контакта в семье. Функция симптома в семейной системе. Роль домашних заданий для пары.

Тема 4.

Вектор семейной терапии, ориентированный на переживание.

Эмоционально-фокусированная терапия (Сьюзан Джонсон, Лесли Гринберг). Стили привязанности:  надежный, избегающий и тревожно-амбивалентный. Эмоциональная вовлеченность в отношения. Потребность в близости и опоре. Автономность и принадлежность в отношениях. Эмоциональная близость и дистанцирование в семье. Принцип работы "здесь-и-сейчас" в семейных взаимоотношениях. Переживание нового эмоционального опыта в паре. Эмоциональный контакт, простраивание новых совместных проектов. Творческое приспособление семьи к постоянным изменениям. Сценарии диалогов между супругами. Три этапа (Эфт) - динамика построение контакта - де-эскалация; изменение позиций в отношениях; консолидация и интеграция. Терапевтические интервенции.

Тема 5. 

Основные направления работы семейного терапевта.

Разбор основных направлений работы семейного терапевта:

- изменения в структуре семьи, формирование семейного Self

- разрешения задач в жизненном цикле семьи, исследование способов прерывания контакта

- изменение способов коммуникаций в семье, построение контакта

- дифференцирование в семейной истории.

Супервизия терапевтической работы.

Литература:

  1. Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии. СПб, Изд-во Пирожкова, 2001.
  2. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М., Класс, 2000.
  3. Захарян И.С. - Семейная психология и семейная психотерапия, 1997, №2, с. 32-43.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. (курс лекций). СПб., «Речь», 2001.
  5. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии… с. 591 – 624.
  6. М.Спаньоло Лобб. – ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
  7. М.Спаньоло Лобб "Now for next"
  8. Э. и Б.Линч. - ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
  9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., Класс, 1998.
  10. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., Класс, 1998.
  11. Витакер К. За пределами психики. М., Класс, 1999.
  12. Витакер К., Бпмберри В. Танцы с семьей. М., Класс, 1999.
  13. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., Класс, 1997.
  14. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., Класс, 1998.
  15. Виникот Д. - МПЖ, 1999, №2.
  16. Семейная психотерапия (Хрестоматия) СПб., «Питер», 2000.
  17. Браун Дж., Кристенсен Д. Теориям практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352с.

Автор профессиональных тренингов: Оксана Орлова - психолог-психотерапевт, культуролог, гештальт-терапевт, супервизор, системный семейный терапевт, арт-терапевт. Выпускница длительной международной программы от Французского Гештальт-Института в Италии.