Профессиональные тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов социальных работников, педагогов, врачей. Каждый тренинг посвящен определенной теме.
Цель и задачи профессиональных тренингов:
1. Получение информации о направлениях семейной терапии и возможная интеграция их с гештальт-подходом.
2. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта, работающего с парами и семьями
3. Развитие навыков восприятия и концептуализация практической работы с семьей.
4. Знакомство с различными методиками, позволяющими сделать работу более качественной и результативной.
5. Осознавание и проработка собственных семейных историй и взаимоотношений.
Важно!
- Познакомиться со всеми темами и активно работать на тематических модулях
- Написать теоретическую работу
- Описать и проанализировать терапевтическую работу с парой или семьей (минимум 3 сессии)
Содержание тренингов:
Тема 1.
Семья как система.
Организмический подход. Семья как среда и как организм. Основные принципы работы семейной системы. Параметры семейной системы: стереотипы взаимодействия, семейные правила, мифы, границы, стабилизаторы семейной системы, семейная история.
Жизненный цикл семьи. Выделение фигуры семейной системы. Основные кризисы, задачи и потребности в семейной системе. Модальности контакта, синхронный и диахронный аспекты.
Принципы семейной терапии: циркулярность, гипотетичность, нейтральность.
Основные задачи терапевта в начале работы: формирование запроса, исследование взаимодействия, заключение контракта.
Методы исследования семейной системы. Этика семейного терапевта.
Тема 2.
Вектор семейной терапии, ориентированный на семейную историю.
Идентифицированный пациент. Основные концепции теории М.Боуэна: уровень дифференциации как формирование фигуры из Ид-ситуации, треугольник при построении контакта в присутствии Другого; ядерная эмоциональная система; процесс семейной проекции; эмоциональный разрыв; межпоколенческая передача как поле фигур; сиблинговая позиция; социумная регрессия.
Способы изучения семейной истории. Циркулярное интервью и цикл контакта. Последовательности взаимодействия. Техники семейной интервенции.
Методики исследования семейной истории. Работа с генограммой.
Тема 3.
Вектор семейной терапии, ориентированный на структуру/процесс. Структурная школа (Сальвадор Минухин). Основные параметры семейной структуры: сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. Коалиции горизонтальные и вертикальные.
Семья как коммуникативные система (Пол Вацлавик). Модальности контакта. Симметричные и комплиментарные взаимоотношения. Циркулярное интервью. Основные аспекты взаимодействий. Прямые и парадоксальные предписания как поддерживающие и фрустрирующие интервенции.
Функциональные и дисфункциональные семьи. Способы прерывания контакта в семье. Функция симптома в семейной системе. Роль домашних заданий для пары.
Тема 4.
Вектор семейной терапии, ориентированный на переживание.
Эмоционально-фокусированная терапия (Сьюзан Джонсон, Лесли Гринберг). Стили привязанности: надежный, избегающий и тревожно-амбивалентный. Эмоциональная вовлеченность в отношения. Потребность в близости и опоре. Автономность и принадлежность в отношениях. Эмоциональная близость и дистанцирование в семье. Принцип работы "здесь-и-сейчас" в семейных взаимоотношениях. Переживание нового эмоционального опыта в паре. Эмоциональный контакт, простраивание новых совместных проектов. Творческое приспособление семьи к постоянным изменениям. Сценарии диалогов между супругами. Три этапа (Эфт) - динамика построение контакта - де-эскалация; изменение позиций в отношениях; консолидация и интеграция. Терапевтические интервенции.
Тема 5.
Основные направления работы семейного терапевта.
Разбор основных направлений работы семейного терапевта:
- изменения в структуре семьи, формирование семейного Self
- разрешения задач в жизненном цикле семьи, исследование способов прерывания контакта
- изменение способов коммуникаций в семье, построение контакта
- дифференцирование в семейной истории.
Супервизия терапевтической работы.
Литература:
- Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии. СПб, Изд-во Пирожкова, 2001.
- Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М., Класс, 2000.
- Захарян И.С. - Семейная психология и семейная психотерапия, 1997, №2, с. 32-43.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. (курс лекций). СПб., «Речь», 2001.
- Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии… с. 591 – 624.
- М.Спаньоло Лобб. – ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
- М.Спаньоло Лобб "Now for next"
- Э. и Б.Линч. - ГГ-2008-2 внутри ЖПП, 2008, № 3.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., Класс, 1998.
- Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., Класс, 1998.
- Витакер К. За пределами психики. М., Класс, 1999.
- Витакер К., Бпмберри В. Танцы с семьей. М., Класс, 1999.
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., Класс, 1997.
- Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., Класс, 1998.
- Виникот Д. - МПЖ, 1999, №2.
- Семейная психотерапия (Хрестоматия) СПб., «Питер», 2000.
- Браун Дж., Кристенсен Д. Теориям практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352с.
Автор профессиональных тренингов: Оксана Орлова - психолог-психотерапевт, культуролог, гештальт-терапевт, супервизор, системный семейный терапевт, арт-терапевт. Выпускница длительной международной программы от Французского Гештальт-Института в Италии.