Тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников.
Цель и задачи тренингов:
- Интеграция теории гештальт-терапии с релевантными теориями развития и знаниями о детях других терапевтических школ (гуманистическая психология Ш.Бюлер, К. Роджерс, А.Маслоу, В.Экслайн; теория привязанности Джона Боулби; школа активного психоанализа Ш.Ференци, М.Балинт; теория социализации Э.Эриксона ;теория развития самости Д.Штерна; теория аффективной логики Люка Чомпи; концепты Д.Винникота; бодинамика Лизабет Марчер; системный интегративный подход В. Цимприх и Зисси Фрошмайер).
- Формирование идентичности детского психотерапевта.
- Знакомство с практическими диагностическими и терапевтическими инструментами в работе с детьми.
- Наращивание личностных ресурсов.
- Развитие необходимой осознанности и чувствительности к детским темам, субъективному миру фантазий ребенка и его связи с внешним и внутренним миром его близких.
- Развитие способности находиться в невербальном диалоге.
- Получение опыта обращения с телесными переживаниями.
- Проработка личного материала.
Важно!
- Посещение всех профессиональных тренингов
- Написание реферата.
- Описание и анализ терапевтического случая долгосрочной терапии с ребенком до 16 лет.
- Самостоятельные интервизорские встречи участников в малых группах (не менее 24 часов).
Тема 1. Особый мир детства.
Теоретическая часть. История детской психотерапии. Отличие психотерапии детей от терапии взрослых. Терапевтические отношения в детской практике. Цели, задачи, инструменты. Роль терапевта, требования к его личности. Осознание собственных возможностей и ограничений. Вопросы мотивации в терапии.
Первый контакт с ребенком. Игра как форма контакта. Анализ игровой деятельности. Работа над контактом и связью с ребенком. Символы, как способ выражения потребностей и актуального состояния ребенка.
Понятие ресурсов и богатства фона.
Невербальное в работе с детьми. Тренировка телесного и эмоционального резонанса в работе с детьми. Организация сеттинга и терапевтического пространства. Терапевтический контракт. Этические вопросы.
Практическая часть.
- Процедура знакомства
- Симулированные сессии, представляемых детей, находящихся в терапии у участников группы (проводят ведущие).
- Анализ детских случаев.
- Упражнения направленные на развитие осознания собственных эмоциональных и телесных реакций на ребенка, его творчество, игру.
- Упражнения, направленные на способность входить в эмоциональный контакт и понимать потребности ребенка.
- Тренировка навыка нахождения в неопределенности и сотворчестве.
- Направленные воспоминания и визуализации с целью актуализации детского опыта терапевтов и развития чувствительности к темам детского возраста.
- Терапевтические фокусировки на переживаниях участников группы.
Тема 2. Дети до 3 лет. Психотерапия и консультирование.
Теоретическая часть. Этапы эмоционального и социального развития в раннем возрасте. Роль взрослого. Кризисы обретения доверия и автономии (Э.Эриксон). Этапы формирования самости (Штерн). Понятие привязанности. Норма и нарушения (Боулби, Бриш). Формирование структур характера (Бодинамика). Понятие дефицитов ранней социализации и работа с ними. Сепарация – индивидуация (Малер). Нарциссические нарушения и травмы (Х. Кохут) Особенности игры детей этого возраста. Терапевтические стратегии в работе с детьми и их взрослым окружением .
Практическая часть:
- Упражнения на погружение в ранний опыт.
- Тренировка игровых навыков и взаимодействия с детьми.
- Упражнения на осознание терапевтической роли и позиции.
- Упражнения на осознание и усиление собственных ресурсов –спсобностей и навыков необходимых в работе с детьми.
- Терапевтические симулированные сессии с разбором (терапевтами работают ведущие и участники).
- Упражнения на тренировку навыка диагностики нарушений контакта (психотерапевтическая работа с ними).
- Терапевтические фокусировки.
Тема 3 . Работа с детьми 3-6 лет.
Теоретическая часть: Кризис обретения инициативы (Э. Эриксон). Структуры характера (любовь, индивидуальность, сексуальность, гендерные роли, способность иметь свое мнение) (Бодинамика, Кон).Социализация в детском саду. Конкуренция и сотрудничество. Особенности игры. Этапы игровой терапии. Сиблинговые отношения. Работа с чувствами вины, стыда, страха, злости. Насилие, страх и агрессия в детском мире. Роль взрослых на данном этапе развития. Основные темы в терапии. Терапевтические стратегии Работа с окружением.
Практическая часть;
- Игровые сессии с разбором.
- Упражнения на погружение в собственный опыт этого периода.
- Тренировка терапевтического резонанса.
- Арт-терапевтические методы в работе с сильными чувствами.
- Телесные упражнения на углубление осознанности телесных процессов, понимание их связанности с эмоциональными переживниями и потребностями в контакте, ,поиск форм телесного взаимодействия в контакте,, накопление позитивных телесных ощущений для усиления витальности.
- Супервизия.
- Терапевтические фокусировки с участниками группы.
Тема 4. Школьный и подростковый возраст.
Теоретическая часть. Теории развития К. Роджерса, А.Маслоу, Ш.Бюлера. Современная школа и эмоциональная готовность к ней. Кризис становления компетентности (Э.Эриксон). Роль семьи и учителя. Нарушения прохождения кризиса. Проблемы школьной мотивации и адаптации в коллективе. Ресурсы ближайшего окружения и современного общества. Модели коммуникации. Эмоциональные настройки.
Понятие подросткового кризиса. Зрелая идентичность. Виды нарушений идентичности (Э.Эриксон). Становление сексуальности (Кон). Этапы сепарации. Роль семьи, социального окружения, общества. Социальные институты. Осложненный кризис (диагностика и сопровождение). Подростковые суициды. Особенности терапии кризиса. Терапевтические стратегии и особенности в работе с подростками и их семьями. Дисфункциональные семьи и пограничные расстройства.
Практическая часть:
- Заочная супервизия.
- Симулированные консультации с анализом.
- Игра в школу.
- Упражнения на проживание сепарации, осознание своей идентичности и сексуальности.
- Путешествие в подростковый мир.
- Упражнения на развитие способности к творческому, спонтанному взаимодействию с детьми.
- Терапевтические фокусировки с участниками группы.
Тема 5. Работа с детско-родительскими отношениями.
Теоретическая часть: Здоровая и нарушенная динамика детско-родительских отношений. Диагностика нарушений и работа с ними. Эмоциональные настройки семьи и модели коммуникации. Работа с незавершёнными гештальтами родителей. Выявление защитных факторов и ресурсов окружения. Работа с ресурсами семьи. Дети разводов, дети из неполных семей, дети зависимых родителей (специфика работы). Прощание в детской терапии. Завершение курса.
Практическая часть:
- Проективные тесты в группе, составление и анализ генограмм, циркулярное интервью.
- Упражнения на тренировку способности устанавливать терапевтический альянс с окружением ребенка
- Анализ случаев.
- Терапевтические сессии
- Упражнения на выявление ресурсов, позитивных для ребенка свойств семейной системы:интеллектуальные,ценностные,культурные,социальные,физические,эмоциональные,материальные возможности и способности . членов семьи, дифференцированность их коммуникативных стилей, степень включенности родителей в воспитание и отношения с ребенком. .Выявление зон развития детско-родительских отношений.
- Процедура прощания (выражение чувств, составление планов, творческие подарки друг другу).
Список литературы к программе по детской терапии*.
1.Вайолет Оклеандр «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии».
2.Миллер Алис «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я»
3.Вайолет Оклеандер « Сокровищница детской души»
4.Кларк Мустакас « Игровая терапия»
5.Лэндрет.Г.Л « Игровая терапия: искусство отношений»
6. Вирджиния Экслайн «Игровая терапия»
7.Рут Ламперт « Работа с детьми в гештальт-терпии»
8.А.Айхингер. В Холл «Детская психодрама»
9.Стивен.М.Джонсон «Психотерапия характера»
10.Даниэл Н Стерн «Межличностный мир ребенка»
11.Франц Рупперт «Симбиоз и автономность»
12.Франсуаза Дальто « На стороне ребенка»
13 Эрик Эриксон « Идентичность: юность и кризис»
14.Эрик Эриксон « Детство и общество»
15. Маргарет С.Малер ,Фред Пайн, Анни Бергман « Психологическое рождение человеческого младенца»
16.Карл Хайнц Бриш “Терапия нарушений привязанности . От теории к практике.»
17. Ирина Млодик «Приобщение к чуду или неруководство по детской психотерапии»
18.Маршалл.Р.Д «Разрешение сопротивлений в психотерапии детей и подростков»
19.Боулби Джон « Создание и разрушение эмоциональных связей»
20. Дональд Вудз Винникот «Семья и развитие личности»
21. Аллан Гюггенбель «Зловещее очарование агрессии»
23.Руэлла Франк «Достигая друг друга»
24. В.В Минина «Проективный рисунок в гештальте»
25.Элинор Гринберг «Лечение пограничных расстройств»
26. Диана Видра «Дети разводов .Между травмой и надеждой»
27.Ж.Ледлофф « Как вырастить ребенка счастливым принцип преемственности»
28.Артур.Крафт ,Гарри Лэндрет « Родители как психотерапевты»
29. Питер Левин «Исцеление травмы»
30. Джон Аллан «Ландшафт детской души»
31. Джойс Миллс и Ричрд Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»
32.Артур Крафт, Гарри Лэндрет «Родители как психотерапевты»
33. А.Я.Варга. «Современный ребенок энциклопедия взаимпонимания»
34.Карл Витакер « Семья в кризисе, опыт терапии»
35.А.Я Варга « Системная семейная терапия»
36.Б.Борьесон, С.Бриттен, С. Довбня, Т.Морозова, К.Пакеринг «Ранние отношения и развитие ребенка»
37.Байярд Роберт Т, Байярд Джин « Ваш беспокойный подросток»
Выделено обязательное чтение
Авторы профессиональных тренингов:
Пудова Татьяна - врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, психиатр, гештальт-терапевт, супервизор, сертифицированный интегративный детский и подростковый психотерапевт (австрийский институт «О-кидс» совместно с Московским институтом интегративной детской и подростковой психотерапии «Генезис», травматерапевт, групповой терапевт, ведущая профессиональных тренингов по гештальт-терапии, ведущая профессиональных тренингов по интегративной детской и подростковой психотерапии (российско-австрийский проект), соавтор профессиональных тренингов по детской психотерапии. Опыт работы с детьми 11 лет.
Румянцева Наталья Анатольевна - врач-психотерапевт, психиатр, гештальт-терапевт, интегративный детский и подростковый психотерапевт (австрийский институт «О-кидс» совместно с институтом «Генезис»), супервизор, групповой терапевт, семейный психотерапевт, педагог-психолог, соавтор профессиональных тренингов по детской психотерапии. Опыт работы с детьми 12 лет.