Основы эксперимента в гештальт-терапии (спецкурс)

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«Основы эксперимента в гештальт-терапии»

 

Спецкурс состоит из восьми модулей по 16 астр часов (20 акад. часов, всего 160), один из модулей посвященный онлайн-эксперименту, проводится в онлайн формате (по видеосвязи). Методической основой спецкурса является книга И.Д. Булюбаш «Основы эксперимента в гештальт-терапии»

1й модуль «Теоретические основы гештальт-эксперимента»

Содержание модуля. Эксперимент как визитная карточка гештальт-подхода. История создания эксперимента, его цель и уникальность каждого эксперимента. Осознавание и творческое приспособление как базовые принципы проведения эксперимента. Эксперимент и теория Self. Гештальт-эксперимент и диалоговая модель гештальт-терапии. Гештальт-эксперимент и полевая парадигма. Принципы, лежащие в основе гештальт-эксперимента. Позиции терапевта, проводящего ГЭ.

Литература к 1му модулю.

1. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // МГИ. Гештальт-2001. Сб. мат-лов МГИ. М., 2001. С. 5–10.
2. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия: шаг за шагом. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.
3. Зинкер Дж. Творческий процесс в гештальт-терапии. М.: Изд-во МГИ, 2014.
4. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
5. Перлз Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
6. Перлз Ф.С. Практикум по гештельт-терапии: пер. с англ / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. М.: Психотерапия, 2007.
7. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
8. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство института
9. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальттерапии /Пер. Михаила Папуша. М.: Гиль-Эстель, 1993.
10. Петрова Е. Слово в защиту пустого стула, или несколько слов за и против эксперимента в современной гештальттерапии // Интегративный институт гештальттренинга в Санкт-Петербурге. 2016. URL: http://elenapetrova.ru/article/elena-petrova-c-2016-slovo-v-zashchitu-pustogostula-ili-neskolko-slov-za-i-protiv
11. Погодин И.А. Эксперимент: гештальт-терапия и психотерапия переживанием. 2017. URL: https://www.b17.ru/article/91279/
12. Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием. Журнал практической психологии и психоанализа. 2016. №1. URL: https://psyjournal.ru/articles/o-sushchnosti-eksperimenta-v-praktike-psihoterapiiperezhivaniem
13. Погодин И.А. Психотерапия как процесс формирования и трансформации реальности. М.: ФЛИНТА; Наука, 2015.
14. Погодин И.А. Диалогово-феноменологическая психотерапия: сущность и отличительные особенности: сб. ст. Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2013.
15. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
16. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. Изд.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.
17. Руководство по гештальт-терапии в традициях Дика Прайса / Под ред. Д.Ф. Каллагана. Киев, 2016.
18. Салахиева-Талал Т. Эксперимент в терапевтической сессии 2015. URL: https://tobealive.ru/2015/08/28/experiment/
19. Сидорова Т. Эксперимент в гештальт-терапии. 2021. URL: https://www.b17.ru/article/312111/
20. Соболева А.Н. Создание и применение игр, упражнений и экспериментов в гештальт-подходе. Сборник материалов Общества практикующих психологов «Гештальт-подход» / Ред. Кол. А.Г. Валамин, Н.Б. Кедрова, Д.Н. Хломов. М., 2023. С. 8–13.
21. Фрай М. Отдай мое сердце. М.: АСТ, 2017.
22. Филиппсон П. Self в отношениях. М.: КДУ; Добросвет, 2014.

2й модуль «Эксперимент как совместное творчество гештальт-терапевта и клиента».

Содержание модуля. Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход. Творчество и новизна. Творческий терапевт. Виды блокировки творческой позиции терапевта.

Литература ко 2му модулю.
1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2022.
2. Винникот Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
3. Головкова М. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс // Гештальт-терапия и консультирование: Сб. МИГТиК, вып. 3. М., 2003. С. 76–79.
4. Захарян И. Психотерапия. Между наукой и искусством // Гештальт-терапия и консультирование. Вып. 2. М.: МИГТиК, 2002. С. 7–17.
5. Зинкер Дж. Творческий процесс в гештальт-терапии. М.: Изд-во МГИ, 2014.
6. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
7. Масколье Г. Гештальт-терапия вчера, сегодня, завтра. Быть собой. М.: Боргес, 2010.
8. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Эксмо, 2001. С. 141–200.
9. Мэй Р. Мужество творить. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
10. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2003.
11. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
12. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.

3й модуль «Игра как основа эксперимента в гештальт-терапии»

Содержание модуля. Роль игры в жизни ребенка и взрослого человека. Игра и творчество - пересекающиеся и непересекающиеся смыслы. Игра и эксперимент в гештальт-терапии. Восстановление игровой способности терапевта при ее потере. Игрушка как посредник в контакте, гештальт-эксперимент с использованием игрушек.

Литература к 2му модулю
1. Авдулова Т.П. Психология игры: Учебник для вузов. испр. и доп; 2-е изд. М.: Юрайт, 2021.
2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян: С.-Петерб. гос. консерватория; Рос. гос. пед. ун-т; Ин-т нар. Севера. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003.
3. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–77.
5. Глаголева К. С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К.С. Глаголева. Текст // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 324–326. URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 07.06.2023).
6. Захарян И. Психотерапия. Между наукой и искусством // Гештальт-терапия и консультирование, вып. 2. М.: МИГТиК, 2002. С. 7–17.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. М.; СПб.: Речь, 2001.
8. Зинкер Дж. Творческий процесс. М.: Изд-во МГИ, 2014.
9. Клепацкий В.В. Игра как свободное творчество // Ученые записки Орловского государственного университета: гуманитарные и социальные науки. 2012. Т. 45, № 1. С. 157–161.
10. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога М.: АСТ, 2012.
11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений М.: Международная педагогическая академия, 1994.
12. Марков С.Л. Психология творчества: Учебник для вузов. Киев: Электронный учебник, 1997. Сайт «Творческий абсолют».
13. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
14. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
15. Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием // Журнал практической психологии и психоанализа. 2016. № 1 URL: https://psyjournal.ru/articles/o-sushchnosti-eksperimenta-v-praktikepsihoterapii-perezhivaniem
16. Поттер-Эфрон Р.Т. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика. М.: ИОИ, 2017.
17. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Исследования феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13. № 3. С. 38–48.
18. Jинк Е. Основные феномены человеческого бытия. М.: НОН+; РООИ «Реабилитация», 2017. URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/FINK/fenomeny.txt
19. Хейзинга Й. HOMO LUDENS / В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа «Прогресс Академия», 1992.
20. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. М: Апрель-Пресс; Эксмо, 2002.
21. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX–XX веков. М.: Сов. писатель, 1988.
22. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб: Питер, 2019.

4й модуль «Практика построения эксперимента в гештальт-подходе»

Содержание модуля. Использование эксперимента в гештальт-сессии. Эксперимент на границе контакта и для работы с внутренними феноменами. Оценка готовности к эксперименту и рисков при его проведении. Организация и структура гештальт-эксперимента. Эксперименты, использующие фантазию и визуальные образы. Работа со сновидениями как эксперимент.

 

 

5й модуль. Использование «пустого стула» в гештальт-эксперименте.

 

Содержание модуля. Цели использования «пустого стула» в гештальт-эксперименте. Позиции терапевта в работе с использованием «пустого стула». Способы модерации эксперимента. Ход работы в эксперименте. Работа с полярностями в гештальт-подходе. Порядок эксперимента, шаги по его разворачиванию.

Литература к 4му и 5му модулям.
1. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений. Сборник мат-лов МГИ Гештальт-2001. С. 6–10.
2. Браунелл Ф. Гештальт-терапия. Руководство по современной практике. М.: ИОИ, 2022.
3. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия: шаг за шагом. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.
4. Долгополов Н. Б. Метод эксперимента в гештальтподходе // Гештальт-94. М.: Сб. мат-лов Московского гештальт-института. С. 69–81.
5. Зинкер Дж. Творческий процесс в гештальт-терапии. М.: Изд-во МГИ, 2014.
6. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
7. Келлогг С. Техника «пустого стула» как механизм изменений. Психотерапевтические диалоги в клинической практике. Киев: Диалектика, 2021.
8. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. М.: Институт психотерапии, 2002.
9. Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. М.: Боргес, 2010.
10. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
11. Перлз Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
12. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либрис, 1996.
13. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
14. Петрова Е. Техники работы со снами в гештальте // Гештальт-терапия и консультирование. Вып. 3. Сборник мат-лов Московского института гештальт-терапии и консультирования. 2003. — С. 48–63.
15. Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием // Журнал практической психологии и психоанализа. 2016. № 1. URL: https://psyjournal.ru/articles/o-sushchnosti-eksperimenta-v-praktikepsihoterapii-perezhivaniem
16. Сидорова Т. Эксперимент в гештальт-терапии. 2021. URL: https://www.b17.ru/article/312111/
17. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой психотерапии: учеб. пособие для вузов. Минск: Тесей, 2004.
18. Хломов Д.Н. Калитиевская Е.Р. Основные стратегии работы гештальт-терапевта // Гештальт-2000. Сб. материалов МГИ. С. 28–37.
19. Чистяков М.С. Контактные функции и техника пустого стула. 2014. URL: https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/2270-kontaktnye-funkcii-i-tehnikapustogo-stula

6 модуль «Основы гештальт-эксперимента в терапевтической группе»

 

Содержание модуля. Определение и цели эксперимента в гештальт-группе. Уровни сложности группового эксперимента. Место и время для проведения группового гештальт-эксперимента. Организация группового эксперимента. Использование метафоры, истории или сновидения в групповом эксперименте.

 

Литература к 6му модулю.

1. Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. Теория и практика групповой гештальт-терапии. Самара: Издательский Дом Бахрах-М, 2020.

2. Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. Руководство по обучению гештальт-терапевтов. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2016.
3. Булюбаш И.Д. Я тебя слышу [Текст]: Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта. Самара: Бахрах-М, 2014.
4. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии / Сер.: Золотой фонд психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
5. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия: шаг за шагом. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.
6. Зинкер Дж. Творческий процесс. М.: Изд-во МГИ, 2014.
7. Кори Д., Колланэн П., Рассел Д.М., Кори М. Техники групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2001.
8. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2004.
9. Немиринский О. В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014.
10. Олифирович Н.И. Групповые гештальт-эксперименты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2015. № 1. С. 1. https://psyjournal.ru/articles/gruppovyegeshtalt-eksperimenty
11. Олифирович Н.И. Организация групповых гештальт-экспериментов в терапевтической сессии // Теория и практика психотерапии. 2014. № 1. С. 68–73.
12. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
13. Уилер Г. Гештальт-терапия постмодерна: за пределами индивидуализма. М.: Смысл, 2019.
14. Федер Б. Групповая гештальт-терапия: практическое руководство / Пер. с англ. А. Федосова. Киев: Издатель Ростислав Бурлака, 2017.
15. Филиппсон П. Self в отношениях. М.: Добросвет; Издательство КДУ, 2014

7й модуль (онлайн) «Эксперимент в онлайн-работе с клиентом»

Содержание модуля. Контракт с клиентом в онлайн-работе. Особенности проведения эксперимента в онлайн-сессии с клиентом. Проведение онлайн-эксперимента в терапевтической группе (групповой формат, формат подгрупп)

Литература к 7му модулю

1. Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. Теория и практика

групповой гештальт-терапии. Самара: Издательский Дом

Бахрах-М, 2020.

Глава 7. Эксперимент в индивидуальной онлайн-терапии… 215

2. Корниенко П. Специфика онлайн-работы с психологической группой. Наблюдения и размышления психодраматиста. 2020. URL: https://psihodrama.ru/t1134.html

3. Сонькин В.В. Особенности онлайн-работы. 2020.

URL: https://metamorphosis.ru/osobennosti-onlajn-raboty

8й модуль «Интеграция знаний и навыков по организации эксперимента в гештальт-терапии: индивидуально и в терапевтической группе.

Содержание модуля. Проведение в ко-терапии часовых матер-классов с использованием эксперимента (с супервизией работы).

       Для сертификации по спецкурсу необходимо написать письменную работу с анализом гештальт-эксперимента в сессии с клиентом.

        В анализ входят следующие вопросы:

1. В какой момент и зачем был предложен эксперимент? Стадия цикла контакта?

2. Как выглядел договор с клиентом по поводу эксперимента? Был ли он достаточно безопасным для клиента?

3. В какой позиции во время эксперимента находился терапевт?

4. Последовательность эксперимента и инструкции терапевта.

5. Какие действия клиента стали возможными?

6. Что клиент понял в результате эксперимента?

7. Довольны ли вы экспериментом? Если недовольны, то почему? Что бы вы переделали