Вспомнить своё «хочу!» Случай из практики
Аня (имя изменено), 35 лет, не замужем, живёт одна, за три года до начала терапии умерла мама от онкологии, за которой она долго ухаживала. У Ани ответственная интеллектуальная хорошо оплачиваемая работа, с которой она успешно справляется. В терапии она 1,5 года. Обратилась по поводу депрессивного состояния. Жаловалась на отсутствие желания что-либо делать, плохой сон, вялость, отсутствие смысла и интереса к жизни, а также на состояния, похожие на панические (страх сойти с ума). Внешне выглядела мрачной, тусклый взгляд, бледно-серая кожа, опущенные плечи, казалось, что она не дышит. Похоже, что на этом лице давно не было улыбки. На терапию ходила регулярно. Этому сессии предшествовала наша с клиенткой большая совместная работа и, разумеется, Анина большая внутренняя работа.
К сегодняшнему дню Аня стала более живая, привнесла небольшие изменения в свою жизнь, от которых она стала получать какое-то удовольствие: стала больше общаться с подругами, завела собаку, переклеила обои в прихожей, смогла испечь пирог для папы, который жил отдельно, стали появляться интересные и более значительные планы на жизнь. Она изменилась внешне, стала улыбаться. Но на реализацию более серьёзных планов у Ани ещё не хватает смелости и эта ситуация как-то затянулось. Состояние, похожее на прежнее (но существенно легче), периодически возвращается.
Сегодня она пришла на терапию без запроса.
А. Я не знаю, с чем сегодня пришла. (Так бывает часто.) Мне, правда, сон какой-то непонятный приснился. Могу рассказать, он короткий, но какой-то неопределённый.
Сон: «Я на улице, там что-то произошло, ситуация застывшая, люди стоят, что-то произошло...»
Я. (терапевт) Это всё?
А. Да, всё. Ситуация застывшая.
Я. Ситуация застывшая. (Размышляю: и за что здесь зацепиться?). Попробуем поработать? Побудешь Застывшей ситуацией?
Аня удивляется, но соглашается, мы неоднократно работали с её снами.
А. Пауза. Сложно, как в первый раз. Пауза. Я - застывшая ситуация. Пауза.
Грустно, что я не тот, кто я есть. Должно быть движение, а его нет. Я как будто бы смирилась… Грустно… Безысходность… Пауза. Я, не хотела бы быть тем, кто я есть.
Т. А кем бы ты хотела быть, застывшая ситуация?
Долгая пауза. Вдруг Аня неожиданно для меня оживляется.
А. Я хотела бы быть театром. Там, всё воплощается! (Говорит с паузами, глаза живые.) Театр яркий, цветной! Там всё есть! Там есть сцена, кулисы, зрительный зал. Там, где хочешь, там и будь, кем хочешь, тем и будь!
Т. (Я в удивлении от превращения и оживления Ани, я никогда её такой не видела). И кем и где тебе хочется быть в театре?
А. Главным героем. На сцене (Без промедления, уверенно, говорит Аня.) Моя роль человека с мечтами (замирает, начинает плакать), часть их уже осуществилась, а другие мечты в процессе осуществления.
(После паузы) Я – маховик, я - большое колесо, я медленно движусь, но большими шагами (встаёт и показывает руками усилие и движение), я иду (еду) от одной цели к другой. Пауза. А страшно - то как!!! Нет! Я не хочу быть на сцене, я боюсь! (Плачет)
Т. Страшно! (После паузы) И где тогда хочешь быть?
А. В зрительном зале. Пауза. Нет, там скучно! Пауза. А всех страшнее за кулисами. Оттуда выходят на сцену.
Т. Аня, где здесь, кулисы, где сцена, где зрительный зал? (Комната превращается в театр, Аня сначала смущается, колеблется, затем рассказывает где и что.) Пойдёшь за кулисы? Где страшно?
А. Да. (Выбирает место) Вот здесь. Как страшно! (Плачет). Здесь всех страшней, а не за кулисами. Я уже наполовину за кулисами, а наполовину на сцене. (И быстро скороговоркой добавляет) Но меня ещё не видно! Я буду тут стоять, не пойду на сцену.
Т. Хорошо, стой, не ходи.
А. Как это? Мне плохо тут! (разводит руки в сторону) Они меня раздирают на две части!
Т. Кто они?
А. С одной стороны страхи, а с другой не знаю кто…
Т. Тебе с какой стороны помочь, страхи отогнать или того, кто с другой стороны?
А. Нет, они мне оба нужны! (Стоит, то в одну сторону тянется, то в другую) Мне без страхов нельзя, они меня охраняют. Что же делать? Пауза. Может их вперед пустить? Ой! Они уже там! А как же я без них? (Устремляется на воображаемую сцену. Закрывает лицо руками и плачет!). Я сейчас вдруг вспомнила настоящее «хочу!» Настоящее, сильное, я такое помню только один раз в жизни! Когда я была маленькая, меня мама отдала в 4 года в фигурное катание. А потом, через год мне сказали, что можно ещё учиться музыке. Меня отвели в музыкальную школу и сказали, что можно учиться играть на скрипке и спросили, хочу ли я учиться играть на скрипке? Вот здесь у меня было настоящее «хочу!» «Да, хочу!» Год я училась, а потом мама сказала, что нужно выбрать фигурное катание или скрипку. И мама выбрала скрипку. И после этого всегда было либо должна, либо надо, либо страх обидеть, и я забыла своё «хочу».
Аня плакала и я вместе с ней.
Т. Это твоё «хочу» сейчас боролось с твоими страхами перед твоим выходом на сцену?
Аня кивала и плакала.
А. Это не горькие слёзы, это совсем другие слёзы!!! Это совсем другие слёзы!!!
Я думаю, что о том, что это была очень важная сессия, возможно переломная в терапии и очень важная в жизни Ани! Она вспомнила своё «Хочу!». А ещё вспоминаю о том, откуда потянулась ниточка сессии… из картинки во сне «Ситуация застывшая…»
Автор: Л. Арефьева