Вход
Вспомнить своё «хочу!» Случай из практики

Вспомнить своё «хочу!» Случай из практики

Аня (имя изменено), 35 лет, не замужем, живёт одна, за три года до начала терапии умерла мама от онкологии, за которой она долго ухаживала. У Ани ответственная интеллектуальная хорошо оплачиваемая работа, с которой она успешно справляется. В терапии она 1,5 года. Обратилась по поводу депрессивного состояния. Жаловалась на отсутствие желания что-либо делать, плохой сон, вялость,   отсутствие смысла и интереса к жизни, а также на  состояния, похожие на панические (страх сойти с ума). Внешне выглядела мрачной, тусклый взгляд, бледно-серая кожа, опущенные плечи, казалось, что она не дышит. Похоже, что на этом лице давно не было улыбки. На терапию ходила регулярно. Этому сессии предшествовала  наша с клиенткой большая совместная работа и, разумеется, Анина большая  внутренняя работа.

К сегодняшнему дню Аня стала более живая, привнесла небольшие изменения  в свою жизнь, от которых она стала получать какое-то удовольствие: стала больше общаться с подругами, завела собаку, переклеила обои в прихожей, смогла испечь пирог для папы, который жил отдельно, стали появляться интересные и более значительные планы на жизнь. Она изменилась внешне, стала улыбаться. Но на реализацию более серьёзных планов у Ани ещё не хватает смелости и эта ситуация как-то затянулось. Состояние, похожее на прежнее (но  существенно легче), периодически возвращается.

Сегодня  она пришла на терапию без запроса.

А.  Я не знаю, с чем сегодня пришла. (Так бывает часто.) Мне, правда, сон какой-то непонятный приснился. Могу рассказать, он короткий, но какой-то неопределённый. 

Сон: «Я на улице, там что-то произошло, ситуация застывшая, люди стоят, что-то произошло...»

Я. (терапевт) Это всё?

А. Да, всё. Ситуация застывшая.

Я. Ситуация застывшая. (Размышляю: и за что здесь зацепиться?).    Попробуем поработать? Побудешь Застывшей ситуацией?

Аня удивляется, но соглашается, мы неоднократно работали с её снами.

А.  Пауза.  Сложно, как в первый раз. Пауза.  Я -  застывшая ситуация. Пауза.  

Грустно, что я не тот, кто я есть. Должно быть движение, а его нет. Я как будто бы   смирилась… Грустно… Безысходность… Пауза.  Я, не хотела бы быть тем, кто я есть. 

Т. А кем бы ты хотела быть, застывшая  ситуация?

Долгая пауза.  Вдруг  Аня неожиданно для меня  оживляется.

А. Я хотела бы быть театром.  Там, всё воплощается! (Говорит с паузами, глаза живые.)  Театр яркий, цветной! Там всё есть! Там есть сцена, кулисы, зрительный зал. Там, где хочешь, там и будь, кем хочешь, тем и будь!

Т. (Я в удивлении от превращения и оживления Ани, я никогда её такой не видела). И кем и где тебе хочется быть в театре?

А. Главным героем. На сцене (Без промедления, уверенно, говорит Аня.) Моя роль человека с мечтами (замирает, начинает плакать), часть их уже осуществилась, а другие мечты в процессе осуществления.

(После паузы) Я – маховик, я - большое колесо, я медленно движусь, но большими шагами (встаёт и показывает руками усилие и движение), я иду (еду) от одной цели к другой. Пауза.   А страшно - то как!!!   Нет! Я не хочу быть на сцене, я боюсь! (Плачет)

Т. Страшно! (После паузы) И где тогда хочешь быть?

А. В зрительном зале. Пауза.  Нет, там скучно! Пауза.  А всех страшнее за кулисами. Оттуда выходят на сцену.

Т.  Аня, где здесь, кулисы, где сцена, где зрительный зал? (Комната превращается в театр, Аня сначала смущается, колеблется, затем  рассказывает где и что.) Пойдёшь за кулисы? Где страшно?

А. Да. (Выбирает место) Вот здесь. Как страшно! (Плачет). Здесь всех страшней, а не за кулисами. Я уже наполовину за кулисами, а наполовину на сцене. (И быстро скороговоркой добавляет) Но меня ещё не видно! Я буду тут стоять, не пойду на сцену.

Т. Хорошо, стой, не ходи.

А. Как это? Мне плохо тут!  (разводит руки в сторону) Они меня раздирают на две части!

Т. Кто они?

А. С одной стороны страхи, а с другой не знаю кто…

Т. Тебе с какой стороны помочь, страхи отогнать или того, кто с другой стороны?

А. Нет, они мне оба нужны! (Стоит, то в одну сторону тянется, то в другую) Мне без страхов нельзя, они меня охраняют. Что же делать? Пауза. Может их вперед пустить? Ой! Они уже там! А как же я без них? (Устремляется на воображаемую сцену. Закрывает лицо руками и плачет!).  Я сейчас вдруг вспомнила настоящее «хочу!» Настоящее, сильное, я такое помню только один раз в жизни! Когда я была маленькая, меня мама отдала в 4 года в фигурное катание. А потом, через год мне сказали, что можно ещё учиться музыке.  Меня отвели в музыкальную школу и сказали, что можно учиться играть на скрипке и спросили, хочу ли я учиться играть на скрипке? Вот здесь у меня было настоящее «хочу!»  «Да, хочу!» Год я училась, а потом мама сказала, что нужно выбрать фигурное катание или скрипку. И мама выбрала скрипку. И после этого всегда было либо должна, либо надо, либо страх обидеть, и я забыла своё «хочу». 

Аня  плакала и я вместе с ней.

Т. Это твоё «хочу» сейчас боролось с твоими страхами перед твоим выходом на сцену? 

Аня кивала и плакала.

А. Это не горькие слёзы, это совсем другие слёзы!!! Это совсем другие слёзы!!!

Я думаю, что о том, что это была очень важная сессия, возможно переломная в терапии и очень важная в жизни Ани! Она вспомнила своё «Хочу!». А ещё вспоминаю о том, откуда потянулась ниточка сессии… из картинки во сне «Ситуация застывшая…»

Автор:  Л. Арефьева

Метки: ,