C.Скарлош
Авторская программа
Профессиональные тренинги по ведению психотерапевтических групп онлайн
Тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов, и других специалистов помогающих профессий, работающих дистанционно.
Задача тренингов – подготовка ведущих терапевтических групп и групп поддержки, работающих в онлайн – формате. Авторская программа состоит из пяти двухдневных модулей (80 часов). Первые два модуля участники находятся в терапевтической позиции, следующие три модуля ведут самостоятельно (парами, по очереди, и получают супервизию после каждого отрезка). В конце каждого модуля ведущие делают подробный разбор группы. Последний модуль разбирают сами участники (анализируя временные отрезки в мини группах и представляя отчет в конце модуля). В качестве зачета участники группы пишут эссе на тему «элементы групповой терапии в соцсетях», где у них стоит задача описать и проанализировать кейс группового взаимодействия онлайн группы людей, объединенных общей темой в соцсетях.
Тема 1. «Терапевтическая группа: особенности течения групповых процессов в онлайн – формате. Фокусы для анализа групповых процессов
Задачи модуля – представление о работе терапевтической группы. Обзор современных теорий групповой терапии. Формирование у участников навыка процесс анализа группы. Обозначение основных фокусов для анализа групповых процессов.
Содержание модуля: История развития групповой терапии (Пратт, Морено, Левин, Роджерс, Ялом). Современные теории групповой терапии. Цели и задачи групповой терапии. Понятие групповой динамики. Фигура группы, тема, метафоры. Истории (или их отсутствие) в группе. Представление о групповом переносе. Условия эффективной работы группы. Правила группы. Вопросы безопасности и конфиденциальности. Размер группы и ее задачи. Виды групп: открытая/закрытая, тематическая, учебная, группа поддержки. Набор группы, правила предварительного собеседования. Продолжительность группы. Оплата группы. Особенности начала и завершения работы группы. Роли участников и ведущих в группе. Сложные участники в группе. Работа с конфликтами на группе. Особенности онлайн формата: техническое обеспечение участников, правило включенного присутствия, особенности конфиденциальности при онлайн формате, внешний вид участников и освещение, технические сложности (возможности прерывания процесса по техническим причинам), использование чата в zoom во время групповой работы, параллельное использование чата в соцсетях участниками группы, тайминг группы онлайн. Отличия онлайн группы от очной. Процедура начала группы, понятия «шерринг», «фокусировка», «запрос», форма групповой коммуникации между участниками, фокус на чувствах. Возможности индивидуальной сессии в групповом процессе. Процедура окончание группы: ассимиляция, подведение итогов, выражение чувств, и формулирование нового опыта участниками, завершение, прощание.
Литература:
- Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. (2020) Теория и практика групповой гештальт – терапии БАХРАХ-М
- Булюбаш И.Д. (2018) Метафоры и истории в групповой психотерапии: символическое и реалистическое в групповом процессе. Журнал практического психолога. 6: 6-29
- Булюбаш И.Д. (2018) О групповом переносе. Журнал практического психолога. 6: 46-54
- Вачков И.В. (1999) Основы технологии группового тренинга. Москва, Изд-во «Ось-89».
- Кочюнас Р. (2000) Психотерапевтические группы: теория и практика. Москва, Академический проект
- Немиринский О.В. (1993) Терапевтическая роль групповой динамики. Московский психотерапевтический журнал, 3: 5-24.
- Ялом И. (2000) Теория и практика групповой психотерапии. Санкт-Петербург: ПИТЕР
Тема 2. Возможности и ограничения терапевтических интервенций и стратегий в онлайн - формате.
Задачи модуля: формулирование и отработка терапевтических стратегий и интервенций группового терапевта с учетом особенностей онлайн-формата. Развитие способности группового терапевта ориентироваться, связывать контексты и оставаться чувствительным к групповым проявлениям.
Содержание модуля: Принципы работы ведущего группы. Фасилитирующие стратегии группового терапевта. Конфронтация терапевта с группой. Энергия в группе. Понимание потребностей группы. Власть и ответственность группового терапевта.
Группа как единый организм и неоднородность в группе: формирование подгрупп и работа ведущего с подгруппами. Инструменты группового терапевта: индивидуальная сессия, эксперимент, групповое упражнение. Принципы создания актуального упражнения для группы. Особенности проведения сессии и упражнений в онлайн формате. Работа в сессионных залах. Возможности и ограничения проведения эксперимента в онлайн формате: пустой стул, использование интерьера, особенности телесных проявлений. Работа с голосом. Работа с текстом. Интервенции группового терапевта: поддержка обращения участников друг к другу, адресация высказываний самого терапевта в группе, анализ уровня энергии в группе и динамического процесса. Работа с механизмами прерывания контакта, гипотезы по поводу группового процесса. Стратегия работы с конфликтами на группе. Работа со сложными участниками.
Литература:
- Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. (2020) Теория и практика групповой гештальт-терапии БАХРАХ-М
- Булюбаш И.Д. (2023) Основы эксперимента в гештальт-терапии. Москва, Академический проект
- Булюбаш И.Д.(2020) Групповой терапевт: ролевая власть и профессиональная ответственность 3: 5-11
- Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. (2001) Техники групповой психотерапии. Санкт-Петербург: Питер.
- Коттлер Дж. (2002) Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. Санкт-Петербург: Питер.
- Пугач Н. (2018) Травматическое отыгрывание в психотерапевтической группе. Журнал практического психолога 6: 45-54
- Робин Ж-М. Теория и практика группы в гештальттерапии/ Журнал Московского Гештальтинститута.– М.,2000. – С.21-28.
Тема 3. Групповая гештальт – терапия: полевая и стадийная модели.
Задачи модуля: представление о концепциях полевой и стадийной моделях, и о том, как эти концепции совмещаются с представлениями ведения группы в гештальт – подходе.
Содержание модуля: Феноменологический подход, теория поля и теория контакта – как методологическая основа групповой гештальт – терапии. Особенности гештальт – терапии в группе (Перлз). Полевая и стадийная модели.
Различные классификации стадий развития группы и возможности личностного роста в зависимости от развития группы. Возможности и ограничения стадийной концепции развития группы. Участие ведущего и его влияние на групповые процессы. Связь между индивидуальным и групповым развитием. Содержание личностных проблем на различных стадиях группы. Групповая ситуация: группа как единый организм, саморегуляция группы, фигура, и смена фигур в групповом процессе, как регулируется граница контакта в группе. Толерантность к неопределенности группового процесса, доверие к способности группы жить и решать незапланированные задачи.Соотношение полевой и стадийной модели, влияние ориентации ведущего на ту или иную модель. Эволюция понимания групповых процессов в гештальт – подходе, задачи, которые решаются при ориентации на ту или иную модель. Уровень развития группы и ориентация на стадийную или полевую модель. Особенности ориентации на стадийную или полевую в онлайн – процессе.
Литература:
1.Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. (2020) Теория и практика групповой гештальт-терапии БАХРАХ-
2.Булюбаш И.Д (2017) Обучение групповой терапии: совместимы ли в нем полевая и стадийная модели. Журнал практического психолога. 1: 17-4
3.Витакер Д.С. (2000) Группы как инструмент психологической помощи. Москва, Класс.
4.Дидерихс-Пешке В. (2001) Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы. Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, 3 -http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20010303
5.Ормонт Л. Р. (1996) Группа как агент изменений. Пер. И.В. Пажильцева. - http://agraspb.narod.ru/ormont1.html
6.Немиринский О.В. (1993) Терапевтическая роль групповой динамики. Московский психотерапевтический журнал, 3: 5-24.
7.Немиринский О.В. (1999) Личностный рост в терапевтической группе. Москва, Смысл.
Тема 4. Основы ко - терапии.
Задачи модуля: представление о принципах сотрудничества двух со-ведущих на группе, развитие навыков взаимодействия и совместного анализа групповых процессов.
Содержание модуля: работа в ко -терапии – преимущества и проблемы. Различные типы ко- терапевтических пар. Выбор ко – терапевта. Задачи ко – терапевтов относительно группы и друг друга. Функции ко – терапевта (поддержка, интенсификация, дополнение, контроль, интервизия).Различия ко – терапевтов: скорость, стиль работы, опыт, ценности. Распределение власти и ответственности в ко – терапевтической паре. Конкуренция (осознанная и неосознанная). Привнесение фигуры ко – терапевтической пары в терапевтический контекст. Оргвопросы и их распределение в ко – терапевтической паре. Ролевые позиции и особенности группового переноса на ко – терапевтов. Особенности ко – терапии в онлайн – формате.
Литература:
1.Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. (2020) Теория и практика групповой гештальт-терапии БАХРАХ-М
2.Кроль Л.М. (2002) Тренинг тренеров или как закалялась сталь. Москва, Класс.
3.Роджерс К. (1970, пер. 1983) О групповой психотерапии. Москва: Гиль-Эстель.
4.Симкин Дж. (1997) Гештальттерапия в группах. Мини-лекции по гештальт-терапии. Новые направления в гештальте, психодраме и… Сборник мат-лов Московского Института Гештальта и Психодрамы ч.1:47-56
5.Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой терапии, Минск, 2002.
6.Ялом И. (2000) Теория и практика групповой психотерапии. Санкт-Петербург: ПИТЕР
Тема 5. Диалогическая позиция группового терапевта. Индивидуальный стиль. Этические аспекты работы
Задачи модуля: Отработка навыков ведения группы. Представление о понятии «диалогическая позиция». Влияние личности группового терапевта на группу. Определение этических принципов работы с группой.
Содержание модуля: Диалогическая позиция гештальт – терапевта. Диалог и «диалог» в группе. Присутствие и включенность группового терапевта. Я- ТЫ процесс и Я – ТЫ момент в группе. Влияние личности группового терапевта на группу. Стиль работы. Личностные ограничения и возможности группового терапевта. Этика группового терапевта. Проблема стыда в процессе предъявления в терапевтической группе. Самораскрытие ведущего группы – как интервенция. Соотношение профессиональных и личных проблем группового терапевта.
Литература:
- Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. (2020) Теория и практика групповой гештальт-терапии БАХРАХ-М
- Бубер М. (1993) Я и ТЫ. Москва. Высшая Школа
- Бубер М. (1998) Проблема человека. Ника – Центр.
- Жак Делиль (2020) Гештальт-подход: от объектных отношений к герменевтическому диалогу (перевод Е.Булюбаш). Актуальные вопросы гештальт – терапии и профессиональной подготовки гештальт-терапевтов. 1:1-7
- Немиринский О.В. (1994) Фасилитация контакта в гештальт-терапии. Московский психотерапевтический журнал, 3: 93-106.
- Пажильцев И.В.(1999) Групповой анализ: параллели жизни. Проблема влияния теоретических взглядов терапевта на ход психоаналитического процесса - http://agraspb.narod.ru/pajiltsev1.html
- Ялом И. (2000) Теория и практика групповой психотерапии. Санкт-Петербург: ПИТЕР