Пластилиновый возраст
ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ВОЗРАСТ
Жёсткие формы поведения дошколят можно помочь исправить, главное родителям вовремя обратить на них внимание.
Дошколята, пластилиновый возраст, основное лепится до пяти лет. Представляете как мало времени, когда ребёнку можно помогать. Кстати вредить тоже можно, там хорошо закрепляется. А что закрепляется? В дошкольном возрасте формируются паттерны поведения (то есть шаблоны), которые переносятся дальше. Я как раз пишу про жёсткие формы, где можно проявить гибкость, а ребёнок на неё уже способен, а он только так... Это когда уже знаешь, что ожидать от ребёнка. И говорят, этот всегда так делает. Я пишу обобщённо. Для чего? Чтоб не обидеть кого-нибудь.
Что делать, чтобы не формировать эти шаблоны поведения в ребёнке? Он формирует их при помощи взрослых, пытается приспособиться, чтобы выжить в поставленных условиях, инстинкт самосохранения работает.
Быть рядом с ним честным, если что-то не так помочь разобраться, если он назойлив, так ему и сказать, если ябедничает, тоже пусть знает, ситуаций масса… Просто говорить ребёнку какой он, но тут нужна мера, это основное. Дети слышат, даже с одного раза, но нам-то кажется, что это не так///
Сегодня общалась с мальчиком 6 лет и он начал при мне лупить своего щенка тапкой, раз, два, три, семь. Я спросила: "Что такое?". Тот ответил: "Он меня кусает."
Я говорю: "Ну? наказал один раз хватит. Тебя что, бьют за одно и тоже шесть раз?". Щенок визжал жалобно, а мальчик смеялся. Вот это то самое место, когда нет гибкости он не слышал, что переборщил, смеялся. Мне можно было не заметить, а что тут такого? Когда пришла мама, она спросила: "Кусался ли пёсик?" Малыш ответил - "Нет". Мальчик услышал меня, он тем самым убавил наказание и извинился перед своим мохнатым другом. Мир мягкий податливый у дошколят, отзывчивый.... Если родитель вовремя обратит внимание на жёсткие формы поведения ребёнка, которые мешают ему в общении со сверстниками, со взрослыми, с близкими, то их можно изменить. Часто разобраться самим родителям сложно, нужен специальный навык (и время!) для отслеживания. Приходите с ребенком - буду помогать, разберёмся вместе.
ИГРАТЬ И ИГРАТЬ
Игра, помогает ребёнку формировать здоровую психику, тут я продолжаю тему дошкольного возраста. В своей предыдущей статье "Пластилиновый возраст" я уже отмечала, что всё важное формируется в психике ребёнка именно в этом возрасте. Что же важно давать детям? На что направить фокус развития? Что им требуется на данный период? Что они способны впитать, а что пока нет?
Вопросов много. Конечно, родители хотят, чтобы ребёнок был здоров, энергичен, то есть проявлял инициативу имел желания, умел слушать взрослых, научился за собой следить, ладить в коллективе, хотят чтоб рос эмоционально устойчивым, чтобы формировалась эта самая здоровая психика.
Вот её критерии от популярного психотерапевта Нэнси Мак-Вильямс
- Способность любить (себя, партнера, детей…).
- Способность работать.
- Способность играть.
- Способность строить безопасные отношения.
- Быть автономным.
- Способность оставаться в контакте с собой.
- Способность восстанавливаться после стресса.
- Реалистичная самооценка.
- Наличие системы ценностных ориентиров.
- Способность выдерживать накал эмоций.
- Способность к осознаванию, анализу, рефлексии.
- Способность управлять мыслительным процессом.
- Владение достаточным количеством защитных механизмов и гибкость в их использовании.
- Баланс между тем, что мы делаем для себя и для своего окружения.
- Ощущение жизни, "я есть".
- Способность принимать то, что мы не можем изменить.
Прошу обратить особое внимание на 3й пункт. Весь дошкольный возраст идёт под здоровым девизом: "Играть и играть". Так как ребёнок растёт через игру, то он познаёт мир через чувства - свои и другого. У него это важнейшая сфера деятельности. Нельзя это игнорировать, то есть стараться исключить важность действия игры для малыша. Ею невозможно в этом возрасте переборшить, а вот не дополучить скорее опасно. Иногда слышишь когда пятилетнему ребёнку говорят: "Тебе всё бы только играть, тебе же уже 5 лет!" Малыш верит, что уже хватит заниматься этими глупостями в его преклонном возрасте, ну как же, мне же сказал сам взрослый, а я хочу быть таким как он, значит так оно и есть!
Занимаясь с детьми в песочнице, порой встречаюсь с удручающей картиной, дети не умеют играть... они скованы ... чего-то бояться... они бояться быть детьми! Представляете?! Как это печально… Спонтанность, искренность, инициативность, безудержная энергия - вот проявление детства, неуместность, глупые вопросы, смешные ответы, выдумки, придумки, непонятные взрослым, игры свободные игры со сверстниками и не только.
Родители на приёме у психолога констатируют факт, ребёнок ничего не хочет. Что делать? Позволить ему быть ребёнком рядом с вами и прожить своё детство, сделать зачин на взросление.
А сейчас предлагаю каждому вспомнить любимую игру, в которую он играл в детстве. ...... А теперь, почувствуйте, что с Вами начинает происходить?. А, улыбаетесь? Вот ....От детства остаются воспоминания радости, когда мы играли беззаботно, искренне и верили, что это по-настоящему. Именно эти тёплые воспоминания укрепляют и подкрепляют потом нашу психику.