Ступени и кризисы развития гештальт-терапевта
Люди приходят в психотерапию по-разному. Часть из них имеет желание быть психотерапевтом, другая часть приходит для решения своих личных проблем, при этом все они становятся клиентами. В гештальт-терапии, как и в других направлениях психотерапии, психотерапевты проходят индивидуальную терапию. Невозможно предсказать, кто из желающих стать психотерапевтами останется в профессии, закончит программу профессиональной подготовки и разовьет отношения в профессиональном сообществе. В связи с этим передо мной встала задача понимания и описания процесса развития гештальт-терапевта, с продвижениями и кризисами профессионального развития.
Основой такого описания стала теория развития self И. Погодина. По поводу понимания процесса развития автор пишет «…этого можно достичь либо за счет исследования процесса посредством одномоментных срезов с его фиксацией, что позволит анализировать его в статическом, а потому в некотором смысле искусственном состоянии, либо путем выделения критериев, которые описывали бы степень зрелости self как процесса» [1]. В связи с этим появляется возможность при описании self как процесса, рассмотреть его как структуру в данный конкретный момент времени, в качестве компонентов которой выступают функции Id, Ego, Personality.
При выделении основных параметров этих функций, можно достаточно полно описать процесс и уровень развития self терапевта. Среди выделенных параметров находятся:
- «уровень развития функции self: Id, Ego, Personality;
- механизмы, лежащие в основе каждой функции;
- локализацию власти в поле, место в жизненном пространстве, где сосредоточен основной источник мотивации и контроля в процессе развития: окружающая среда, сам человек, собственный процесс, контакт в поле;
- основные причины кризиса;
- ресурсы, необходимые для развития и в какого рода поддержке на данном этапе нуждается терапевт» [1] .
И. Погодин акцентирует, что эмоции и чувства, являясь вторичным образованием по отношению к возникающим в поле желаниям и потребностям, выполняют функцию маркера последних и важны для размещения в терапевтическом контакте постольку, поскольку обозначают актуальное состояние не только самого контакта, но и процесса удовлетворения потребностей:
- потребность в идентификации, любви и принадлежности к группе;
- потребность в уважении и признании;
- потребность в знании;
- потребность во влиянии, которая удовлетворяется через вклад в другого;
- потребность в независимости;
- потребность в новизне;
- потребность в преодолении трудностей;
- потребность в самореализации.
В психологии существует огромное количество моделей структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. Так базовая модель С.Л. Рубинштейна и К.К. Платонова включает шесть взаимосвязанных структур: самосознание; направленность личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт личности.
Гештальт-подход привнес в понимание идентичности новые коннотации, традиционная структура личности была заменена концепцией self, который рассматривался как процесс организации контакта в поле организм/среда. При этом психическое перестает восприниматься в качестве стабильного образования, имеющего свою структуру. В модели self традиционное понимание идентичности заменяется функцией Personality «Профессиональная идентичность психотерапевта - особый случай, поскольку ценностные установки гештальт-терапии в значительной степени влияют на ценностные установки и изменения жизни и отношения с людьми у самого психотерапевта. Выбор заниматься психотерапией означает делать что-то со своей жизнью, реализовать какую-то собственную программу», - высказывает Е. Калитеевская (1996) [4].
И. Погодин (2011) предполагает, что профессиональная идентичность психотерапевта формируется по ходу ассимиляции им опыта и впечатлений от процесса собственной терапевтической работы. Большое значение в этом процессе имеет возможность человека ассимилировать факты профессионального признания со стороны сообщества профессионалов и, разумеется, наличие самого этого признания со стороны коллег. Поэтому формирование профессиональной идентичности в некотором смысле процесс публичный, предполагающий открытость своей работы, своих профессиональных ценностей и мировоззрения. «Сформированная профессиональная идентичность отражает представление человека о себе как профессионале, являясь хранилищем профессиональных ценностей, мировоззрения, собственных образов себя как представителя профессии» [4].
Е. Калитеевская считает, что зрелость Self определяется способностью организма осуществлять контакт со средой путем творческого приспособления. Применяя это к формированию личности терапевта, зрелость self психотерапевта характеризуется:
1) чувствительностью к процессу клиента, чувствительностью терапевта к тому, что происходит с ним, терапевтом, чувствительностью к фигурам контакта и диалога, к групповому процессу;
2) способностью терапевта держать терапевтическое напряжение, принимать переживание клиента и свои переживания, делая их фигурой профессионального анализа;
3) интеграцией получаемых теоретических знаний в терапевтическую практику [4].
Поддержкой для развития личности терапевта являются:
- прохождение личной терапии (индивидуальной и групповой);
- теоретическое обучение, включающее в себя философское, методологическое,
техническое и процедурное знание, получаемое в групповом процессе, на конференциях, интенсивах;
- чтение профессиональной литературы;
- супервизии (индивидуальные и групповые).
В руководстве по обучению гештальт-терапевтов И. Д. Булюбаш и Н. В. Пугач пишут, что профессиональное становление психотерапевта нередко сопровождается кризисами. Кризис для профессионала - это переход на следующий этап своего развития, формирования профессиональной идентичности. Наиболее типичные кризисы развития молодых гештальт-терапевтов:
- первый кризис – это адаптация к новой, иной системе обучения;
- второй кризис - кризис идентичности;
- третий кризис связан с невостребованностью или отсутствием практики.
Описание развития гештальт-терапевта на основе теории развития self И. Погодина с моей точки зрения, может выглядеть следующим образом:
Первый период. Возбуждение и тревога предвкушения.
Охватывает время студенчества и заканчивается контактом с первым клиентом. На начальном этапе своего развития self со всеми его функциями ограничен соответствующим личным опытом и опытом, получаемым от тренера. Для этого этапа характерен интроективный механизм, который и определяет развитие self. Обучающийся терапевт больше интроеци рует, чем ассимилирует получаемую в программе профессиональной подготовки информацию. Функция Ego недостаточно развита, и часто отношения с клиентом (в рамках учебных сессий) строятся конфлуэнтно. Терапевт нуждается в поддержке тренера, личной терапии, супервизии. Дисбаланс власти существенно сдвинут в сторону окружения, которое определяет условия прохождения этапа. «Опасения в этот момент связаны с недоверием к собственным способностям и к возможностям самой профессии. Начинающего терапевта пугает перспектива личной ответственности за происходящее в терапевтической сессии» [6].
Ввиду зависимого положения self, обучающийся терапевт оказывается уязвимым к переживаниям тревоги (тревога, скованность, страх навредить, страх сделать неправильно). В связи с незрелостью Рersonality перспектива выйти один на один с клиентом и отвечать за процесс, пугает основательно, что может быть мотивирующим фактором возвращения в self-стандарт (в прежнюю Я-концепцию). Если на этом этапе терапевту удается преодолеть страх, тревогу и разрешить себе пойти дальше, мотивируя себя намерением, если уж не стать профессионалом самому, то хотя бы использовать терапию для собственного роста его, возможности как терапевта возрастают. Важным ресурсом в этой фазе является поддержка среды, которая заключается «в подготовке здорового питания, не провоцирующего чувства стыда, страха, вины или тревоги» [3].
Второй период. Период креативности.
У терапевта появляются новые возможности творческого экспериментирования со средой. На этом этапе молодой терапевт сталкивается с иллюзией всемогущества, что мешает замечать феноменологию не только клиента, но и свою тоже. Беседа может строиться по иерархическому принципу, когда реальность в виде сбежавшего клиента или обесценивающей обратной связи от клиента обрушивается на молодого терапевта, он переживает чувство полной беспомощности, неумелости. «В заложниках в этом процессе оказывается функция Ego. Именно посредством влияния на нее со стороны двух других функций и происходит процесс развития, сканируя обратную связь от окружающей среды, Id и Personality транслируют ее в Ego и используют ресурсы Ego для трансформации self» [1]. Далее И. Погодин предполагает, что период креативности в развитии self все же связан с большей или меньшей нестабильностью этого процесса. Зона перспективного развития терапевта связана с развитием способности и получения опыта близких отношений, которые регулируются присутствием и диалогом на границе контакта с сохранением своей отдельности, уважением и любопытством к другому. Автор отмечает, что дисбаланс власти с течением времени смягчается за счет зарождающейся функции Ego. Тем не менее «контроль пакета акции self» в этот период развития по-прежнему остается за окружением, которое определяет специфику прохождения этапа. Тревога в этот период питается рассогласованием интроецированного контекста и реального. «Начинающий терапевт теперь может действовать самостоятельно, а не просто пассивно выполнять все инструкции супервизора. Возрастание ответственности за процесс терапии и осознавание своего реального влияния на процесс приводят к тому, что на этой стадии обучающийся начинает колебаться от переоценки своих возможностей до их недооценки. Чувство всемогущества сменяется виной за то, что он якобы мог сделать и не сделал» [3].
«На этой стадии начинающий психотерапевт оценивает собственные способности в области терапии посредством сравнения их со способами других обучающихся, а так же используя опыт супервизии»[6]. Если self терапевта адаптируется к богатому контексту, имеющему многообразие смыслов, желаний, разнообразия поведения, то появляется возможность выбирать. Терапевт определяет границы самостоятельности в профессиональной деятельности, опирается на них. Страх быть плохим терапевтом смягчается, появляется желание в углублении профессиональных знаний. «На этой стадии для студента имеет очень большое значение возможность решать проблемы, экспериментировать и делать ошибки, а также не быть наказанными за это критикой или обесценивающими замечаниями супервизора» [3]. Кризисом в этом периоде может маркироваться переживанием стыда, непрожитого в интроективной фазе. Стыд и страх оказаться некомпетентным на фоне других обучающихся терапевтов, может быть причиной ухода из обучающей программы.
Ресурсом в этот период будет поддержка и внешнее одобрение супервизора, тренера обучающей программы, коллег.
Третий период: От индивидуализма к взаимозависимости.
Терапевт приобретает значительную гибкость проявлений self, имея возможность выбирать какие из его реакций могут быть удержаны, а какие нет, оставаясь при этом осознаваемыми. Эта способность знаменует качественно новый уровень развития творческого приспособления. Развитое self становится гибким, работает сплоченной командой и творчески адаптируется в среде. Развивается чувствительность к ценностям собственной жизни, чувствительность к полю. Формируется стабильный образ Я.
И.Погодин отмечает, что значение профессиональной идентичности для практикующего терапевта сложно переоценить. Этот феномен во многом определяет эффективность специалиста, устойчивость его к неблагоприятным факторам (психическому напряжению, травмам, боли, длительным психологическим нагрузкам в контакте). Именно функционирование на границе контакта предоставило self возможность ассимиляции обратных связей среды, интегрирующих их в динамику Рersonality. Возрастает роль Ego функции, зрелость которой определяется способностью совершать никогда не прекращающиеся выборы в контакте. Именно в этот период развития Ego-функция человека приобретает следующие возможности:
- выбирать степень и скорость сближения с другими людьми;
- отклонять отношения, вызывающие дискомфорт;
- фильтровать для контакта свои self проявления;
- отдаляться от других в необходимых случаях;
- принимать возникающую в контакте информацию, действия других людей или отвергать феномены контакта в ситуации чрезмерности, сохраняя экологию контакта.
Терапевт оказывается способен к децентрализации власти, проявляющейся в ее смещении с субъекта контакта в сам процесс контактирования и знаменующий собой пик развития способности к творческому приспособлению. Однако осознанный индивидуальный стиль еще не устойчив, легко поддается изменениям. Тревога здесь питается фактом потери некоторой части свободы и индивидуальности при испытании собственных сил сближением с коллегами; это работа в ко-терапии, творчество в профессиональном сотрудничестве, в представлении своих мастерских на конференциях, активное участие в интенсивах. Происходит выбор оставаться профессионалом одиночкой или принадлежать профессиональному сообществу. В этот период психотерапевт на взаимозависимых условиях осуществляет коммуникацию с коллегами, комфортно воспринимает различные уровни профессионального развития у своих старших коллег и супервизоров.
Теперь тревога появляется эпизодически, во время кризисов. Именно в эти моменты терапевт скатывается назад на предыдущие стадии. Развитие профессиональной идентичности может длиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь. На этой стадии основой кризиса может стать эготизм. Это неспособность оставаться в контакте, сохраняя свои границы, в то же время, держа их открытыми для ассимиляции нового из окружения»[3].
По Е.А. Климову(1996) профессиональное самосознание развивается через:
- сознание своей принадлежности к профессиональной общности;
- знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей» на «шкале» общественных положений;
- знание человека о степени его признания профессиональной группе;
- знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, своих индивидуальных способах успешного действия, своего наиболее успешного «подчерка», стиля в работе;
- представления о себе и своей работе в будущем.
Когда я писала эту статью, я вспоминала свои кризисы и думала о тех, которые еще впереди и с удивлением почувствовала уменьшение тревоги и страха и большее любопытство к себе и вам, дорогие читатели. Понимание того, что происходит, в какой фазе развития ты находишься как терапевт, какие задачи необходимо решить на данном этапе, где взять поддержку, поддерживает смысл происходящего и дает силы для продвижения вперёд. По Г. Уилеру «смысл означает ту картину, на которую мы можем опираться для достижения приемлемой для жизни предсказуемости событий и достижения результатов»[7]. Я хочу, что бы моя статья стала поддержкой начинающим психотерапевтам в их нелегком, интересном и удивительном пути достижения профессиональной идентичности.
Список литературы
1. И. Погодин. Теория развития в гештальт-подходе. https//ru.jimbo com
2. И.Погодин. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта: механизмы и коллизии. Портал психологических изданий PsyJournals.ru, 2011 3(28)-С.52-56.
3. Булюбаш И.Д., Пугач Н.В, Руководство по обучению гештальт-терапевтов. Бахрах-М, Самара, 2016.-400с
4. Калитеевская Е. Формирование личности гештальт-терапевта. Гештальт гештальтов. – 2006,№1. С.144-151. - http:// gestalt/ru/articles/?id=63385
5. Калитеевская Е. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта// Гештальт-96, Сб. мат-лов Московского Гештальт Института-1996.- С.67
6. Бурцева Е. Путь в профессию психотерапевт: приобретения и потери психотерапевта. Гештальт-96, Сб. материалов Московского Гештальт института-1996.-С.67
7. Уилер Г. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма. Москва: Смысл-2005.-489с.
Автор - Татьяна Невзорова