Знакомство.
- Начинаем с описания того, как ребенок и его семья оказались на вашем приеме.
- Фиксируем первичный запрос родителей.
- Описываем анамнестические данные (собранную информацию о жизни ребенка): как вынашивался, родился, развивался, чем болел, с каким значимыми изменениями и событиями сталкивался в процессе социализации, состояние семейной системы в разные периоды жизни ребенка.
Диагностика.
4.1. Делаем первичные диагностические выводы по поводу состояния ребенка, обосновывая их:
- информацией, собранной у родителей и других взрослых;
- наблюдениями за поведением ребенка, его эмоциональными реакциями, особенностями взаимодействия с членами семьи;
- результатами проективных тестов (если делали);
- описанием способов построения контакта с терапевтом.
4.2. Констатируем (при наличии) нарушения развития, травму, дефициты, психосоматичесие симптомы, кризис, внутренние конфликты, реакцию горя, психоз.
4.3. Оцениваем и описываем состояние семьи: коммуникативные особенности, иерархию, границы, стабилизирующие факторы, уровень сплоченности и дифференцированности, мифы, традиции, ценности культурный уровень, материальное благополучие, аффективные настройки, психические и психологические проблемы членов семьи.
4.4. Описываем ресурсы и невротизирующие ребенка факторы.
4.5. Оцениваем его адаптацию в саду, школе и влияние других значимых взрослых.
4.6. Еще раз делаем вывод об актуальных трудностях ребенка. Определяем какие потребности ребенка фрустрированы. Ставим собственные задачи и цели в терапии ребенка и его семьи.
Терапия.
5. Описываем процесс терапии. Отражаем следующие моменты:
- ключевые взаимодействия с диалогами; игровыми, телесными, символическими интеракциями;
- oсмысление сути происходящего и построение терапевтических гипотез на основании: фантазий, чувств, мыслей, потребностей, телесных ощущений затруднений терапевта, возникающих в ходе контакта, наблюдения за реакциями ребенка на действия терапевта, выделения тем игрового и вербального общения;
- способы проверки своих гипотез;
- терапевтические интервенции;
- анализ эффективности действий терапевта по выделению фигуры потребности, движению по циклу контакта, поддерживанию энергии в сессии и работе с сопротивлением;
- эмоциональное состояние ребенка и терапевта к концу сессии и после нее.
6. Описываем сессии с родителями в форме эссе. Отражаем переживания и поведение родителей в отношении ребенка. Выделяем их личные темы мешающие воспитанию и любви. Осмысляем терапевтические интервенции и переживания терапевта.
Завершение. Выводы.
7. Описываем момент завершения терапии, причины окончания встреч, достигнутые результаты, чувства ребенка и терапевта, процедуру прощания.
8. Добавляем (если есть) катамнестические данные и благодарность ребенку за то, что он для нас открыл.
Работа готова!!!
Эта структура поможет вам проанализировать свою работу и изложить ее в свободной творческой форме, в которой будут отражены основные этапы работы, а профессиональный разбор будет проиллюстрирован отрывками из сессий. Возможно в вашем блюде «Описание случая» каких-то ингредиентов будет больше, каких-то меньше, каких-то совсем не будет. Ведь каждый случай уникален и в нем приходится делать свои акценты. Что является самым главным? Описание динамики развития терапевтического процесса от преконтакта (знакомство, диагностика), контакту (терапевтическому процессу) и постконтакту или ассимиляции (анализ сделанного и пережитого).