Как описать свою супервизию

Итак, вы решили написать работу по супервизии терапевта. С чего начать?

Принципиальный момент, с которого мы и начнем. Супервизор – это доброжелательный коллега, помощник терапевта, а не экзаменатор, начальник, добрый или строгий родитель, конкурирующий за успех сиблинг и т.п. Надеюсь, вы уже выделяете эти проекции на себя и умеете с ними обходиться. Ну, ладно, тренируетесь в супервизорской позиции с ними обходиться…

Вставляем таблицу с тремя колонками. Перед таблицей записываем, на каких основаниях и договоренностях (особенности контракта) основаны ваши отношения с терапевтом. Что вы знаете про этого терапевта, каков его терапевтический опыт и уровень (уровни описаны в книге «Основы супервизии в гештальт-терапии» - ОСГТ), сколько у него было клиентов и какова продолжительность отношений с ними. Как он сам оценивает свою терапию, выделяет ли имеющиеся в ней сложности. Готовится ли ваш терапевт к супервизии, записывает ли трудные моменты? Это тот фон, на котором будет находиться ваша супервизорская сессия.

В таблице в первой колонке будут находиться реплики терапевта, во второй супервизора (на строчку ниже, чем реплика терапевта, чтобы было понятно к каким словам она относится), а в третьей… Вот ради третьей-то все и делается!

В третьей колонке находится анализ супервизорского процесса. Например, со слов клиента вы расценили, что фокусом супервизии являетсясостояние терапевта (если прямо сейчас вы не можете вспомнить, какие еще есть фокусы супервизии, срочно откройте Ховкинса и Шохета). Укажите, какие слова терапевта (и ваши уточнения) об этом свидетельствуют. Проанализируйте свои действия по поиску фокуса супервизии. Помните, что начинающий терапевт может не уметь выделять сложные для себя моменты и просто испытывает дискомфорт после сессии с клиентом. Это вы, супервизор, помогаете ему найти фокус супервизии, место, где ему трудно и интересно одновременно, место, где есть энергия узнавания. Удается ли вам побудить терапевта исследовать свои сложности? Каким образом он пытается от них уходить, если это так? Не забывайте, что в какой-то момент времени фокус супервизии может оказаться в ваших с терапевтом отношениях.

Параллельно тексту вашего диалога с терапевтом вы описываете… обязательно! …свои собственные переживания этого процесса (ваши чувства и смыслы). Именно осознавание своих переживаний позволит вам понять какая фигура из терапевтических отношений переместилась в супервизорско-терапевтические, что делает клиент, а затем терапевт в отношениях. Особенно важна моменты прерывания контакта с супервизируемым (какие это чувства или смыслы?). опишите эту фигуру и свои интервенции по ее поводу.

На чем вы остановились? Как вы проводите границу между профессиональным и личным контекстом, заходите ли на сторону терапии и каким образом?

Конец супервизорской сессии. Как  он выглядит, какие выводы сделал по поводу клиента и терапевтических отношений, чем вдохновлен? И это не ваши проекции, а его сосбственные слова!

В конце сессии под таблицей вы описываете зону профессионального роста терапевта (а также свою собственную), каким навыкам терапии, а вам супервизии, нужно научиться, и каким образом (здесь возможны и ваши рекомендации). В ОСГТ есть таблица соотношения фокусов супервизии и возможных зон профессионального роста терапевта. ПерлзГудменФромБулюбаш в помощь! 😱