По следам терапевтической сессии: разрешите ребенку грустить!
Я хочу написать о важности проживания ребёнком дошкольного возраста чувства грусти. Вернусь сначала к базовым чувствам этого возраста, хотя бы основным:
Радость
Грусть
Злость
Страх
Стыд
Как вы думаете, что в них самое важное? Практика показывает, что если одно из них выпадает, то есть игнорируется в процессе воспитания родителем, получается перекос, влияющий на поведение ребёнка. Так вот грусть обходить стороной нельзя, она кажется пустяковой, как раз в детстве, ну разве из-за этого можно грустить? Взрослый человек судит так со своей колокольни, скорее всего у него своя история грусти есть, и наверняка не прожитая...
Родители считают, что грусть не нужна и не важна и не одобряют ее. Вам грустно? Мне очень... У взрослых еще больше оснований для грусти. Мы так устроены, что когда что-то слышим, что нам не нравится или страшимся того о чём узнаём, то успокаиваем себя тем, что сие меня должно миновать. Это работает инстинкт самосохранения.
Родителям, находящимся в состоянии «синдроме опустевшего гнезда» (у детей уже свои семьи) эта статья будет поддержкой и помощью для того, чтобы не совершать действий, которые будут направлены на то, чтобы убрать тревогу, срочно заполнить пустоту... вернув
Я хорошо помню это ожидание того, что когда дети вырастут, уменьшится груз забот, и я заживу как-то по-особенному... Достигнув этой заветной мечты, я поняла, что выйти из этой уже ставшей зоной комфорта состояния, довольно сложно.
От чего это происходит? Отчасти из-за того, что родитель привыкает к своему состоянию эмоциональной включённости в ребёнка, своей нужности, занятости, постоянной востребованности. Ребёнок стал взрослым, а родитель всё исходя из старых своих потребностей, живёт по старинке.
Всякая перестройка связана всегда с отказом от чего-либо и поиском нового. Сепарация естественный динамический процесс живых отношений, и первые её шаги начинаются у ребенка в трёхлетнем возрасте. Что же может поддержать мать и отца, когда «гнездо пустеет»? На первое время, как не странно жилетка, в которую можно поплакать об утрате активного родительства. Родитель остаётся родителем, но он уже не так востребован, поэтому появляется ощущение ненужности, экзистенциальная пустота, одиночество.
Утрата именно этой, активной части приносит боль и страдания, её-то и необходимо отгоревать, чтобы она потом не превратилась в контроль взрослых детей. Для этого есть близкие, друзья, психолог. Необходимо знать, что слезы нужны. Они приносят значительное облегчение только в контакте с людьми. Этим естественным процессом проживания утраты своей активной родительской части, мы и убираем эту злосчастную тревогу, которая всегда вносит хаос, который пережить трудно, поэтому включается контроль. Какие шаги делает контролирующий родитель? Часто это звонки без повода, обвинительные приговоры, о редких визитах или звонках, выдуманные болезни, которые случаются, чтобы взрослый ребёнок пришёл, удерживание в денежной зависимости и другое. Способы держать под контролем взрослого сына или дочь бывают очень изощренными. Цель их одна, быть нужным для своего ребёнка.
Когда горевание пройдено, можно жить по-другому. Всё, о чём мы мечтали, сейчас исполнилось. Главное разрешить себе начать перестраиваться на следующий этап жизненного пути и искать новые ресурсы. А дети пусть ищут себя и «вьют свои гнёзда»...
Мы, несомненно, нужны им, но на другом качественном уровне. Вот его-то и необходимо взрастить в себе, чтобы просто любить взрослых детей не контролируя их!
Автор: Оксана Серпова