Вход
Эмоциональный банк ребенка

Эмоциональный банк ребенка

Наиболее частый запрос ко мне, как к психологу – это обращение родных или близких по поводу членов своей семьи. И те случаи, когда не сам человек приходит за помощью, а приходят его родные и близкие, безусловно, преобладают в моей практике…

Под психологическими проблемами можно понимать достаточно многое: зависимость, измены, агрессивное поведение, депрессивное настроение, болезни, случаи детского воровства, неуспеваемость ребенка в школе, частые конфликты ребенка и сверстников и т.д. Любое подобное поведение называется симптоматическим, или коротко – симптом. Человек, у которого такой симптом наблюдается – это носитель симптома.

Симптоматическое поведение – это очень широкий класс нарушений, включающий также психические нарушения. Оно должно удовлетворять следующим условиям:

  1. поведение носителя симптома оказывает сравнительно сильное влияние на других членов семьи;
  2. поведение носителя симптома непроизвольно и не поддается контролю самому носителю.

Наиболее частым носителем симптома в семье выступает ребенок, в виду своего наиболее зависимого от семьи положения. Семья, которая пришла на консультацию, всегда хочет победить симптом, но сам симптом – это лишь вершина айсберга, которую мы видим, причем большая его часть скрыта от нас «под водой». К примеру, если человек часто болеет простудными заболеваниями, то сосредотачиваться нужно не простуде (хотя ее подлечить тоже необходимо), а на том, отчего человек так много болеет. Может оказаться, например, что он живет в постоянном стрессе. Тогда необходимо что-то предпринять в направлении снижения количества стресса в жизни. Пока этого не сделано, состояние здоровья улучшаться не будет. Такая же логика и в работе с поведенческими симптомами у детей – с симптомом можно бороться, но пока не разобраться в основаниях, порождающих его, симптом не пройдет, либо один симптом поменяется на другой.

Что же скрывается в основании айсберга?  Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим несколько понятий: «чувства», «бессознательное», «эмоциональный банк». «кредиты».

Чувства даны нам не просто так, чтобы были. Это наши ориентиры в жизни, поскольку мы  откликаемся ими на события, которые происходят в нашей жизни. Каждое чувство несет важную информацию. Например, страх говорит о потребности в безопасности, радость – о том, что все идет в данный момент хорошо, интерес – помогает мне отличить людей и занятия, которые для меня подходят, раздражение – сигнал, что мои границы нарушили, чувство одиночества напоминает о потребности в общении, тоска и грусть - о потребности в поддержке, а отвращение - о желании уйти от чего-то, что очень не нравится (противно).

Чувства имеют свойства накапливаться, если не находят выхода, становясь хроническими, окрашивающими состояние человека. Хронические чувства могут сильно мешать в жизни. Хроническое чувство уже не является ориентиром, наоборот, оно начинает создавать преграды. Например, чувство вины помогает понять, что человек сделал что-то не так – в этом и заключается его функция. Человеку же, который находится в хроническом чувстве вины, кажется, что он всегда поступает не так, неправильно.

Хронические чувства труднопереносимы. Труднопереносимые чувства еще и трудно осознаются. Бессознательное – это область психики, которая активно влияет на деятельность человека, но в отношении которой, отсутствует контроль сознания. Хроническое чувство перестает осознаваться, но продолжает влиять на поведение человека. Чаще его ощущают как напряжение, для снятия которого прибегают к определенным действиям.

Продолжим пример с хронической виной. Так хроническая вина перестает осознаваться, но она проявляется в поведении человека, например, он может никому не говорить “нет” и постоянно оправдываться (таким образом, он освобождается от напряжения, вызванного чувством вины). Работа психолога с таким клиентом будет заключаться в том, чтобы стимулировать его осознавать то чувство, в котором он пребывает постоянно. Если такой клиент начинает понимать, что он находится в хронической вине, то это уже хороший результат работы… можно идти дальше!

Детям свои чувства трудно осознавать и обозначать. Их, в общем-то, этому практически не учат. Ребенок не знает как называется определенное чувство, но при этом его испытывает. Симптомы ребенка говорят о том, что его эмоциональный банк чем-то переполнен.

Понятие “эмоциональный банк” встречается в одной из книг С. Кови. Я несколько переработал его идею в ходе своей практики.

В обычном банке хранятся деньги и ценные вещи. В эмоциональном банке хранятся чувства. В обычном банке может храниться: золото, серебро, рубли, доллары, евро и т.д. Их там определенное количество. В эмоциональном банке хранятся чувства, а именно: злость, радость, обида, тоска, удовлетворение, печаль, интерес и т.д.

Банк может выдавать “кредиты”. Кредиты – это все то, что человек отдает среде (людям, работе, учебе, увлечениям и т.д.) из своего эмоционального банка. Кредитами являются: общение, отношения, действия и т.д. Эмоциональный банк способен к выдаче определенных кредитов, в той эмоциональной валюте, которая в нем есть. Чем больше в нем определенной валюты, тем больший кредит он способен выдать именно в этой валюте.

Эмоциональный банк ребенка, у которого есть симптом, переполнен определенными чувствами и выглядит вот так (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Эмоциональный банк ребенка с симптомом.

 

В нем преобладают хронические чувства вины, стыда, страха, одиночества. Симптом – это тот язык, на котором ребенок говорит, что переполнен этими чувствами. Одновременно симптом – это способ, с помощью которого хронические чувства можно сгладить. Например, можно устроить драку в школе и получить большую порцию внимания от взрослых, пусть и с негативным оттенком. Или можно уйти в виртуальный мир, где вместо стыда, можно пережить успех. Можно также уменьшить уровень напряжения в семье, например, принять агрессию от  родителей, предназначенную друг другу, на себя, получив, например, несколько двоек в школе.

И теперь, если изобразить тот айсберг, о котором я говорил в начале статьи, то можно увидеть его таким:

 

Рисунок 2. Эмоциональный банк и симптом.

 

Итак, мы видим симптом на поверхности айсберга, а у его основания эмоциональный банк. И можно теперь до бесконечности говорить, что такое хорошо и что такое плохо, ставить на учет в полицию, рассказывать о вреде данного поведения, вызывать на совет по профилактике правонарушений, лишать чего-либо… получать на выходе придется лишь один симптом за другим.

Откуда же в эмоциональном банке ребенка берутся данные хроническая вина. Стыд, страх и другие чувства? Из семейной системы, они обусловлены соотношением пяти ее параметров:

  • структура семьи;
  • коммуникация в семье;
  • семейная история;
  • стадии жизненного цикла семьи;
  • функции симптоматического поведения  [1].

Ребенок с эмоциональным банком, приведенным выше, будет выдавать кредиты семье страхом, виной, стыдом, одиночеством. Но и он когда-то получил кредиты в этой валюте. Естественно, в первую очередь от самых авторитетных взрослых – родителей. Родители взаимодействуют с ребенком тоже исходя из своего эмоционального банка. Ниже приведен эмоциональный банк родителя ребенка с симптоматическим поведением.

Рисунок 3. Эмоциональный банк родителя ребенка с поведенческим симптомом.

Как видно, банк родителя идентичен банку ребенка с симптомом, только кредиты, выдаваемые в виде определенного чувства, могут выглядеть по-разному. Например, если родитель переполнен стыдом, он может это чувство отдавать в виде поведения, направленного на контроль успешности своего ребенка. Естественно, неизбежно, что такой родитель ребенка будет стыдить, например, вешая ярлыки: “ты ленивый”, “про тебя говорят, что ты…”, “ты безвольный”. По-сути – это механизм проективной идентификации. Ребенок, накопив большое количество стыда, начнет его облегчать, употребляя, например, алкоголь. Родитель начнет стыдиться, что у него ребенок с такой проблемой. Круг замкнулся! Естественно, родитель тоже когда-то обзавелся таким банком и не осознает его. Придя на прием к психологу, он будет рассказывать только про ребенка и просить сделать что-то с ребенком.

Ребенок способен выдавать кредиты успешной учебой, хорошими отношениями со сверстниками, помощью по дому, уважением, здоровым образом жизни, если имеет иной эмоциональный банк, банк, в котором преобладают совсем иные чувства.

 

Рисунок 4. Эмоциональный банк ребенка без симптоматического поведения.

Преобладание данных чувств в эмоциональном банке возникает в функциональной (здоровой) семейной системе. О том, что отличает функциональную семейную систему, от дисфункциональной и о том, как параметры семьи связаны с симптомом ребенка, и пойдет речь в следующей статье.

 


[1]  обо всем этом речь пойдет в следующих статьях

Автор: Николай Прошкин

Метки: ,