Вход
Психосоматический симптом. Кто он – враг или друг?

Психосоматический симптом. Кто он – враг или друг?

Всем приходилось слышать такие фразы как: «все болезни от головы» или «все болезни от нервов», «это психосоматика».  Так почему и откуда все это берется и чем отличается от обычной болезни? Бывают ли обычные и не обычные болезни?

Болезнь – это отсутствие гармонии, сбой в ранее установленном порядке, но в тоже время это и попытка восстановить нарушенное равновесие. Ярче и образнее это проявляется в искусстве. Ценность картины определяют не холст и краски, которые лишь дают возможность увидеть невидимое, а внутренняя идея художника, передача на холсте своего внутреннего содержания. Тело в данном случае холст, а болезнь - физическое выражение внутреннего. Тело ничего не делает само по себе.

Психосоматический симптом - это защитная реакция организма на раздражитель (психологический стресс), возникающие вследствие этого отношения между я, телом и миром (ретрофлексивный механизм), это способ саморегуляции. Его появление часто связано с   хроническим мышечным напряжением. В данном случае, под защитной реакцией организма, имеется в виду психологическая защита - совокупность действий  организма, направленных на снижение или устранения  изменения, которое угрожает целостности и устойчивости состояния человека. Защита необходима для возврата психики в состояние равновесия. А посему его невозможно вылечить, можно лишь найти лишь другой способ саморегуляции.

Психосоматическое расстройство - это телесные проявления психологических проблем, обычно, длительно существующих. Под психосоматическими расстройствами понимают симптомы и синдромы нарушения функционирования различных органов и систем, обусловленные индивидуальными психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.

Симптомы бывают соматические и поведенческие. Все чувства – переживания отражаются в теле, и они могут проявиться физически. Наши предки на все раздражители реагировали действием: появилась добыча - догоняй,  напал враг – защищайся, грозит опасность – убегай. Таким образом, экстремальные ситуации готовят организм к "борьбе или бегству", физическим действиям, которые могут порождать симптомы. Культура накладывает запрет на многие эмоции – гнев, злость, ярость, любовь, нежность, радость. Хочется ударить - нельзя – сдержался – мышцы сжались. А если ты находишься в такой ситуации длительное время, где это чувство тебя не покидает, разрядки внутреннего напряжения не происходит, в результате возникает стойкий мышечный зажим определенной группы мышц. Со временем запретное чувство перестает ощущаться – осознаваться, но мышечный спазм становится хроническим напряжением и приводит к появлению психосоматического симптома.

Так кто он, враг или помощник? В сложных жизненных ситуациях, когда нужна опора и поддержка мы  пользуемся симптомом, давая себе возможность уйти от проблемы. Иногда симптом становится помощником, и  помогает решать наши проблемы, выступая в роли спасателя. Например, голова начинает болеть, когда нужно отдохнуть или хочется уйти с какого либо мероприятия, но что-то (начальник!) там удерживает. В этом случае симптом является освободительной справкой, уважительной причиной. Помимо помощника, симптом  также может выступать в роли провокатора.

Пример из сессии:

К. Больше всего я не люблю корпоративы. У меня на них начинает болеть голова, мне хочется уйти (при этом клиент с блаженным видом заводит руки в замок за затылок  и откидываемся назад) .

Т. У тебя довольный вид (обращаю его внимание на позу).

К. Мне так легче, я так себя поддерживаю.

Т. Усиль это движение.

К. Переводит себя в положение сидя.

Т. Что ты делаешь?

К. Я встаю, чтобы уйти.

Т. Куда?

К. У меня много неотложных  дел, а тут... (вздыхает и разводит руками)

Т.  Какое самое главное неотложное дело? 

К.  Неустроенная личная жизнь

Т.  И как бы тебе было на корпоративе с личной жизнью?

К.  Я бы не хотел уходить?! (удивляется)

Т.  Почему? 

К.  Я бы был спокоен, что меня ждут (грустит). 

В начале сессии клиент рассказывал, что не хочет жениться, т.к. с этим связано много проблем. Вспоминает, как его мать манипулирует отцом, предполагает, что все женщины такие. В конце сессии он признает, что хочет иметь семью, но боится. Тело пытается договориться с "я" и передает ему зашифрованное «SMS-послание» в виде симптома.

Симптом может быть "напоминалкой", говоря себе стоп (запрет на высказывание собственного мнения, гнев и удерживание себя и т. п.).  Многие психосоматические пациенты стыдятся проявлять свои эмоции, особенно агрессивные. Им свойствен эмоциональный контроль, помогающий им скрывать собственные потребности, зависимость, разочарование, гнев, беспомощность, переживание враждебных чувств к себе самому.

В справочнике по психосоматическим заболеваниям приводится 8 основных источников психосоматических заболеваний:

1. Внутренний конфликт сознательной и бессознательной части личности, борьба между которыми приводит к разрушительной победе одной из них.

2. Мотивация по типу условной выгоды симптома для пациента. Например, избавление от мигрени может открыть глаза на многие проблемы, которые мешает видеть головная боль, и тогда пациент оказывается перед необходимостью их решения.

3. Эффект внушения (другим лицом). Если ребенку часто повторять: " слабак, остолоп, эгоист" и т. п., то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушенному, которое автоматически переходит во взрослую жизнь.

4. Элементы "органической речи", которая физически воплощается буквально. Например, слова " у меня сердце за него болит", " я задыхаюсь в этой атмосфере", " это невозможно переварить" могут превратиться в реальные симптомы.

5. Идентификация, стремление быть похожим на кого-то. Имитация другого человека, личность как бы отстраняется от своего собственного организма.

6. Самонаказание. Человек, совершивший какой-нибудь неблаговидный на его взгляд поступок, бессознательно наказывает себя симптомом.

7. Травматический опыт прошлого - как правило, раннего периода детства.

8. Алекситимия- неспособность осознавать и описывать свои эмоции.

Тело привлекает внимание к себе, рождая симптомы, (мигрени, боли в  спине, импотенция, язвы, дерматиты и др.). Эти зашифрованные «SMS-послания» часто нуждаются в переводчике, в роли которого выступает психотерапевт. Терапевт помогает сделать понятным диалог и примирить конфликтующие стороны. Важно помнить, что симптом может быть причиной серьезного заболевания, поэтому на терапию таких клиентов можно брать только после полного и всестороннего обследования.

Особенности работы с психосоматическими симптомами.

Нужно учитывать, что пациенты с психосоматическими расстройствами - это измученные люди, которые прошли многочисленные исследования (если они направлены врачом) и психотерапия это их последняя надежда.   В начале работы с психосоматическими больными важно прояснить то, что клиент знает и понимает о своем заболевании, его связи с событиями жизни, пояснить, как   построена терапия, подготовить к работе с экспериментами, объяснить, чего реально добиться в психотерапии и как долго это будет длиться.

Для работы с симптомом нередко используют третий стул. При этом терапевт просит клиента  спроецировать на него больной орган и установить с ним контакт. Важно вести переговоры с больным органом, а не с самим симптомом.

Бывает, что симптом является «бомжом» (кашель, тошнота пр.), поэтому необходимо выяснить его локализацию.

Пример из сессии:

К. После скандала с родителями меня тошнит.

Т. Покажи, где возникла тошнота?

К. Показывает на середину груди.

Т. Ты можешь описать свою грудь, которую тошнит, ее форму, консистенцию, цвет? Какая она? Расскажи о ней (показываю на третий стул).

К. Это сфера, в ней холодно, тихо, спокойно. Внутри вакуум. Еще там живет змейка, она желтая, когда она хочет выйти наружу у меня начинается тошнота.

Т. Как тебе смотреть на твою грудь, которую тошнит?

К. Там спокойно и пусто. Раньше там была жизнь.

Т. Хочешь спросить ее о чем- то?

К работе с симптомом лучше подходить творчески. Можно попросить нарисовать или изобразить больной орган, поинтересоваться какую бы он спел песню, о чем она и какой станцевал танец. Во время диалога клиента с больным органом возникают характерные движения, мимика, фразы, интонация. В них рождается третья фигура. Это некто из жизни клиента, которому принадлежат все эти движения, слова, требования, обвинения. Дальнейшая работа сводится к прояснению значения и роли третьей фигуры в жизни клиента. Далее могут появиться и другие фигуры, требующие проработки в сессиях.

Во время работы нужно информировать клиента о происходящем, объяснять, что именно происходит. Когда клиент будет психологически готов, можно начинать задавать вопросы типа: "Что будет, если симптом исчезнет?", "Для чего он ему нужен?", "Какие чувства и желания он тормозит?».

Причиной возникновения симптома могут стать фобические расстройства. Они характеризуются постоянными страхами, приводящие к избеганию объекта или ситуаций, вызывающих страх. По мере прогрессирования фобии избегающее поведение начинает определять образ жизни человека и формируется  фобическое поведение (поведенческий симптом).   Пример: агорафобия - страх перед большим скоплением людей, общественными местами. Избегая таких ситуаций, клиенты неохотно уходят из дома, так как  в общественных местах возникают внезапные головокружение, тошнота, неудержимые позывы к дефекации, мочеиспуканию. Возникает страх повторения приступа.

Психосоматический симптом помогает человеку перейти в зону комфорта, уйти от переживания тяжелейших жизненных проблем, отгородиться от разрушительного поведения значимых фигур. Они переживают физическую боль вместо эмоциональной, не чувствуя последнюю.   Если же пациенту вернуть эмоциональную подоплеку психосоматического симптома, перевести его в физическое или эмоциональное действие, значимость симптома уменьшится. В ситуациях же «дублерах» он может либо вернуться  или замениться другим симптомом.

Автор:  Наталия Шмелева

Метки: ,