Тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников.
Задачи профессионального тренинга:
- Ознакомление участников с теорией зависимостей и основными стратегиями в терапии зависимостей.
- Создание адекватной профессиональной позиции по отношению к феномену зависимого поведения как серьезному системному нарушению личности и требующему длительного терапевтического воздействия. Предупреждение поверхностного взгляда на проблему с одной стороны и феномена социальной стигматизации с другой.
- Формирование способности к анализу личной истории и истории клиента с точки зрения наличия зависимого поведения.
- Развитие чувствительности участников к соблюдению личных границ и их нарушению, формирование гибких границ личности.
- Развитие способности к распознаванию манипулятивного поведения и противостояния ему.
- Получение личного опыта удержания психологического напряжения.
- Частичная проработка личного материала участников.
Важно!
- посетить все тематические тренинги
- написать эссе по теме
- сделать анализ случая зависимости
Содержание
Тема 1. Зависимое поведение: определение и критерии.
Модуль предназначен для первичного знакомства участников с общими характеристиками аддиктивного (зависимого поведения).
Определение зависимости как личностного расстройства либо как заболевания. Объект зависимости.
Основные критерии аддикции: озабоченность объектом (тяга), толерантность, синдром отрицания, наличие абстинентного синдрома, потеря контроля при взаимодействии с объектом зависимости, негативные последствия. Норма и патология. Ведущая роль т.н. негативных последствий злоупотребления при диагностике зависимости.
Феномен зависимости в гештальт-подходе как стереотипная форма обращения с возбуждением.
Концепция аддиктивного (зависимого) поведения. Обзор основных видов зависимости (алкогольная, наркотическая, пищевая, игровая, эмоциональная и др.) Анализ их с точки зрения критериев.
Аддиктивный тип личности. Его особенности и значимые характеристики. Нарушения и способы саморегуляции при аддиктивном расстройстве.
Общепринятые заблуждения о зависимостях, отличие аддикта от т.н. «плохого» человека.
Тема 2. Игры и манипуляции зависимых как способы защитного поведения.
Целью модуля является разбор т.н. «токсичных» паттернов поведения зависимого человека и его окружения. В фокусе работы ведущего помощь участникам в осознавании и «расшифровке» игры на личном материале.
Социально-психологическое понятие игры в трансактном анализе. Задачи игры. Неосознаваемая цикличность в поведении аддикта и его окружения, приводящие к поддержанию зависимого поведения. Манипулятивное поведение клиента при взаимодействии с терапевтом. Способы противостояния манипулятивному поведению клиента.
Основные психологические защиты, используемые зависимыми: отрицание, минимизация, интроекция, проекция, интеллектуализация и др. Понятие анозогнозии.
Сопротивление в терапии зависимых. Порочный круг отрицания.
Тема 3. Созависимость как комплексное нарушение личности.
Модуль посвящен знакомству с особенностями созависимости как универсальной аддикции в сфере отношений через злоупотребление контролем. Фокус работы на проработке личностных границ.
Семейная система при наличии в ней аддикции. Происхождение термина «созависимость», расширение его семантики. Этапы формирование созависимости. Рабочее определение созависимого как человека, позволившего поведению другого влиять на его чувства и жизнь в целом. «Нормальная реакция на ненормальные отношения». Основные «роли» созависимых. Негласные правила деструктивной семьи. Параллельные процессы в развитии зависимости и созависимости. Способы освобождения от созависимого поведения. Понятие личностных границ, их утрата и восстановление.
Любовная зависимость как подмена близости. Контрзависимость.
Тема 4. Подходы к лечению аддиктивного поведения, их возможности и ограничения.
Модуль посвящен обзору подходов к терапии зависимостей с акцентом на программе «12 шагов». Предполагается разработка стратегии выздоровления при различных видах зависимостей (по запросу участников) на основе 12-шаговой программы.
Модели терапии зависимостей: медицинская, педагогическая, духовная, компенсаторная. Приоритет комплексного подхода. Границы уместности использования гештальт-терапии в работе с аддиктами.
12-ти шаговая модель в терапии зависимостей. История возникновения групп самопомощи, особенности их функционирования. Взаимоотношения официальной медицины и программы «12 шагов». Краткий обзор ступеней выздоровления, их терапевтический смысл. Концепция бессилия и теория парадоксального изменения А.Бейссера. Основные заблуждения относительно программы.
Тема 5. Выздоровление как сложный и длительный процесс, его этапы.
Модуль предназначен для ознакомления участников с особенностями взаимодействия специалиста (психолога, консультанта, соцработника) и терапевтической работы с зависимым клиентом в отличие от других категорий клиентов. Акцент работы ведущего -на проработке условий освобождения от зависимости, в частности работа с «границами безопасности», формирование адекватного отношения к срывам аддикта.
Симптомы сопротивления изменениям в поведении выздоравливающего как неотъемлемая часть терапевтического процесса. Перенос и контрперенос. Тенденция к «срыву». Поддержка и преодоление сопротивления с учетом вида зависимости и стадии исцеления. Требования к работе с химически зависимыми клиентами.
Метод убеждения (интервенция) как суппрессивная тактика на начальном этапе взаимодействия с зависимым. Группа интервенции и участие специалиста. Возможности влияния на зависимого.
Обзор условий для достижения длительной ремиссии. Понятие «границ безопасности». Принципы выздоровления.
Литература:
- Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992.- 400с.
- Битти М. «Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости» / Пер.с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1997.- 331с.
- Бэйдер Э., Пирсон П. В поисках мифической пары.- М,: НОУ ВПО Изд. Московского психолого-социального института, 2008.- 302 с.
- Горски Т. Путь выздоровления. План действий для предотвращения срыва/Пер. с англ.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012.- 160с.
- Делис Дин К.. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. – М.: М. «МИРТ», 1994.- 447с.
- Джонсон В.Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение/- М:2002 – 128с.
- Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм/ СПб, 2003.
- Клауд Г. Таунсенд Д., Барьеры» : Пер. с англ.-СПб.: «Мирт» 2015.- 347с.
- Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости.- М. Психотерапия. 2011.- 336с.
- А.В. Котляров «Другие наркотики». - Москва, 2006.
- Ларсен Э. Любовь после преодоления зависимости (самиздат АА)
- Лекции по зависимости В. Новиковой www.sensecenter.com.ua/alcfam/75-novikova
- Майер П., Минирт Ф., Хемфельт Р. Выбираем любовь (Борьба с созависимостью)/Пер. с англ. – М.: Триада 2007.- 320с.
- Майер П,Минирт Ф. .Хемфельт Р. Наркотик под названием еда. /Пер. с англ. – М.: Триада,2011.- 304с.
- Н.Н. Мехтиханова .Психология зависимого поведения.
- Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: профилактика любовной зависимости.- М. Психотерапия, 2006. – 224с.
- Москаленко В.Д. «Зависимость семейная болезнь» 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ПЕРСЭ, 2009.- 352с.
- Норвуд Р. Женщины, которые любят слишком сильно или не будьте рабой любви/Пер. с англ.- М: 1999.-319с.
- Поттер-Эфрон Р. Т.. Стыд, вина и алкоголизм. – М, 2002.
- Психология и лечение зависимого поведения/Под ред. С.Доулинга/Пер. с англ.- М. «Класс», 2000.- 240с.
- Савина Е.Н. «Возвращение Кая»/М.: Изд-во Андрус, 2006.- 208 с.
- Савина Е.Н. Духовной жаждою томим/ М.: Изд-во Андрус, 2007.- 368с.
- Савина Е.Н. Я люблю его…/ М.: Изд-во Адрус, 2008. - 352с.
- Т.Сидорова. Зависимость – проявление личностной структуры (статья) - http://www.dnovikov.nm.ru
- Поттер-Эфрон Роналд Т.. Стыд, вина и алкоголизм. - М: 2002.
- Б.и Дж. Уайнхолд .Освобождение от созависимости/ Пер. с англ. М«Класс».2003- 234с.
- И. Филиппов. Жир на кушетке. Взгляд психоаналитически ориентированного психотерапевта на проблему ожирения./ С-Пб, 2014 – 160c.
- Шомбург Г. Ложная близость. Борьба с сексуальной зависимостью./Пер. с англ.- СПб.:ЛКС, 2010.- 256с.
- Шостром Э. Антикарнеги, или человек-манипулятор./Пер. с англ.- М., 1994.-128с.
- Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики. Анализ жизненных сценариев./Пер. с англ. – М: Апрель Пресс, Эксмо, 2003.- 304с.
- Эрхардт Уте «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие куда захотят». – Москва, 2010.
Автор профессиональных тренингов: Ильичева Елена – психолог, гештальт-терапевт, супервизор, специалист по зависимостям (международный институт «САЛЮС»), групповой терапевт, опыт работы с зависимыми 21 год (в амбулаторных программах и стационарах модели Миннесота).