Профессиональные тренинги по групповой психотерапии и групповой гештальт-терапии.

Тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников.

Тренинги в области групповой психотерапии предназначены для подготовки групповых ведущих. Первые два модуля  проходят в режиме  терапевтической группы с последующим профессиональным разбором, последние три ведут сами участники группы под супервизией.  Кроме того участники тренингов самостоятельно проводят однодневную терапевтическую группу и описывают ее ведение на 5-10 стр.

Тема 1. «Терапевтическая группа: фокусы для анализа групповых процессов»

Модуль предназначен для знакомства участников с работой терапевтической группы, личностного развития и развития навыков анализа группового процесса.

Содержание модуля: История развития групповой терапии (Пратт, Морено, Левин, Роджерс, Ялом, клинический подход Кратохвила).

Современные теории групповой терапии. Вилфрид Бион (группа как единое целое, базисные установки). Генри Эзриел (психоаналитическая групповая психотерапия: желанные, избегаемые и разрушительные отношения). Группанализ Фулкса (группа как взаимозависимое целое, формы внутригрупповых отношений, социализация, феномен зеркала, феномен конденсатора, обмен, групповой форум и групповая поддержка). Концепция группового фокального конфликта Томаса Френча. Интегративный подход Даркина и Глетзера. Понятие о групповом переносе

Общие вопросы групповой терапии. Виды групп. Набор группы. Отбор участников. Место и условия работы. Размер группы. Открытая и закрытая группа. Частота и продолжительность встреч. Общая продолжительность работы. Оплата участия. Задачи предварительной встречи с участником группы. Роли и нормы в групповой терапии и в гештальт-подходе к ведению группы. Факторы, обуславливающие эффективность групповой работы по Ялому.

Процедуры начала группы (представление участников, формы представления, нормы группы). Процедуры начала сессии (разминка и шеринг: запросы, прояснение чувств и состояния, фокусировки). Процедуры окончания сессии (прояснение состояния, выделение важных событий, подведение итогов). Процедуры окончания группы (акцентирование временных границ группы, выражение чувств, обзор ярких ситуаций, выражение позитивных и негативных аспектов группового опыта, планы, прощание).

Введение в теорию групповой динамики. Групповая тема и групповая атмосфера.

Инкаунтер-группа, ее особенности. Последействие группы.

Тема 2. «Групповая гештальт-терапия: полевая и стадийная модели»

Модуль посвящен формированию представлений о ведении терапевтической группы в гештальт-подходе и развитию навыков анализа группового процесса.

Содержание модуля: Феноменологический подход и теория контакта как методологическая основа групповой гештальт-терапии. Особенности групповой гештальт-терапии и гештальт-терапии в группе (подход Перлза). Полевая и стадийная модели. Позиция терапевта в группе (различия гештальт-подхода и психоаналитического подхода). Групповой процесс и групповое событие. Стадии развития группы (Шутц, Беннис и Шепард, Тукман). Имплицитные групповые нормы и реакция ведущего.

Групповая ситуация: группа как единый организм, саморегуляция, фигура группы, смена фигур в групповом процессе, механизмы регуляции границы контакта в группе, как едином организме. Группа как целое, отношения между группой и групповым терапевтом (терапевтами) диагностика отношений.

Групповая динамика, социальная и терапевтическая. Связь между индивидуальным и групповым развитием. Содержание личностных проблем на различных стадиях работы группы. Значение стадий терапевтической динамики группы. Принципы синхронизации групповой динамики по О. Немиринскому. Выбор участника для индивидуальной работы в групповом контексте в соответствии с особенностями групповой динамики.

Тема 3. «Терапевтические стратегии и интервенции группового терапевта».

Цикл посвящен развитию и отработке важных терапевтических стратегий и необходимых терапевтических интервенций группового гештальт-терапевта, в фокусе супервизии - чувствительность и интервенции  группового терапевта.

Содержание модуля: Фасилитирующие стратегии группового гештальт-терапевта. Конфронтация с группой. Принципы психотерапевтической работы в группе: использование актуального напряжения, инкаунтер, образная контекстуализация.

Подгруппы в группе, как выражение групповых потребностей и барьеров и их взаимодействие. Работа терапевта с подгруппами

Индивидуальная сессия в кругу и сессия в групповом контексте. Эксперимент в группе, его принципы и проведение. Выбор технического приема или группового упражнения. Принципы создания групповых упражнений.

Интервенции группового терапевта: адресация высказываний, фасилитация взаимодействия участников, распознавание групповых тем, наблюдение за распределением энергии в динамикой группового процесса, поддержание групповых рамок, работа с механизмами прерывания контакта группы как целого, гипотезы по поводу группового процесса, работа с трудными участниками и трудными ситуациям. Трудные клиенты в группе. Типы трудных клиентов и общие стратегии работы с ними.

В профессиональном анализе после окончания группы акцентируются и называются имевшие место интервенции, а также ставятся индивидуальные задачи по отработке необходимых стратегий и навыков.

Тема 4. «Основы котерапии»

Цикл посвящен развитию и отработке взаимодействия в ведении группы между котерапевтами. Супервидение акцентировано на взаимодействии ко-терапевтов и анализе группового процесса, а также развитии терапевтических способностей.

Содержание модуля. Работа в котерапии: преимущества и основные проблемы. Котерапевтическая пара, различные типы котерапевтических пар. Функции котерапевта: интенсифицирующая, дополняющая, супервизорская и информативно-контролирующая. Основные принципы формирования котерапевтической пары.

Начало и завершение работы с группой. Отношения котерапевтов: сотрудничество и конкуренция. Отражение личных проблем в котерапевтических отношениях. Динамика группы и динамика отношений с котерапевтом. Ролевые позиции и особенности группового переноса на ко-терапевтов.

Тема 5. «Групповой психотерапевт (тренер): диалогическая позиция, стиль ведения группы, этические аспекты работы»

Цикл предназначен для дальнейшей  отработки навыков ведения группы в котерапии или одним терапевтом (по выбору) под супервидением. К этому циклу участники программы  готовят описание практической работы –анализ самостоятельного  ведения тематической группы, терапевтической группы или тренинга на пять-десять страниц. Супервидение акцентировано на связи профессиональных и личных проблем группового гештальт-терапевта, стиле ведения группы, особенностях диалогической позиции.

Содержание модуля. Этика группового терапевта и тренера. Проблема стыда в обучении, тренинговой и терапевтической группе.

Личность психотерапевта, связь личных и профессиональных проблем ведущего. Стиль группового терапевта.

«Диалог» и диалог в групповом взаимодействии. Диалогическая позиция группового терапевта. Присутствие и включенность группового терапевта. Я-Ты процесс и Я-Ты момент в группе.

Гештальт-группа из перспективы теории поля. Особенности рассмотрения групповой структуры. Особенности рассмотрения динамики группового процесса.

Тренинги предусматривают получение участниками профессионального опыта в проведении небольших однодневных (8ми часовых) тренинговых и тематических терапевтических групп.

Литература:

  1. Вачков И.В. (1999) Основы технологии группового тренинга. Москва, Изд-во «Ось-89».
  2. Витакер Д.С. (2000) Группы как инструмент психологической помощи. Москва, Класс.
  3. Гронский А., Пушкина Т.(2001) Дидактическая модель работы с групповым процессом. Российский гештальт, Новосибирск, 2:57-79
  4. Гронский А.(2001) Классическая гештальт-группа. Российский гештальт, Новосибирск, 3:62-69
  5. Дидерихс-Пешке В. (2001) Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы. Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, 3 -http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20010303
  6. Кеннард Д., Робертс Дж., Уинтер Д. (2002) Групп-аналитическая психотерапия. Санкт-Петербург: Питер.
  7. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. (2001) Техники групповой психотерапии. Санкт-Петербург: Питер.
  8. Коттлер Дж. (2002) Совершенный психотерапевт. Работа с трудными  клиентами.  Санкт-Петербург: Питер.
  9. Кроль Л.М. (2002) Тренинг тренеров или как закалялась сталь. Москва, Класс.
  10. Кроль Л.М. () Основы ведения тренинга
  11. Кочюнас Р. (200)Психотерапевтические группы: теория и практика. Москва, Академический проект
  12. Куттер П.(1998) Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. Санкт-Петербург, Б.С.К.
  13. Немиринский О.В., Федорус И.В. (1993) Принципы и методы интенсификации психотерапевтического процесса в группах. Социальная и клиническая психиатрия, 1:102-109.
  14. Немиринский О.В. (1993) Терапевтическая роль групповой динамики. Московский психотерапевтический журнал, 3: 5-24.
  15. Немиринский О.В. (1994) Фасилитация контакта в гештальт-терапии. Московский психотерапевтический журнал, 3: 93-106.
  16. Немиринский О.В. (1999) Личностный рост в терапевтической группе. Москва, Смысл.
  17. Ормонт Л. Р. (1996) Группа как агент изменений. Пер. И.В. Пажильцева. - http://agraspb.narod.ru/ormont1.html
  18. Ормонт Л. Р. (1998) Групповая психотерапия: от теории к практике. Ч.2 Санкт-Петербург: Издательство РАН
  19. Пажильцев И.В. (1996) Сравнительный анализ группаналитического и гештальт-подхода на ранних стадиях психотерапевтической группы –  Координаты «Я»: Здесь и Теперь, СПб ин-т Гештальта, Альманах 1 - http://agraspb.narod.ru/pajiltsev2.html
  20. Пажильцев И.В.(1999) Групповой анализ: параллели жизни. Проблема влияния теоретических взглядов терапевта на ход психоаналитического процесса - http://agraspb.narod.ru/pajiltsev1.html
  21. Робин Ж-М. Теория и практика группы в гештальттерапии/ Журнал Московского Гештальтинститута.– М.,2000. – С.21-28.
  22. Роджерс К. (1970, пер. 1983) О групповой психотерапии. Москва: Гиль-Эстель.
  23. Роджерс К. (2002) Могу ли я быть человеком, способствующим развитию группы. Московский психотерапевтический журнал, 4:35-53.
  24. Симкин Дж. (1997) Гештальттерапия в группах. Мини-лекции по гештальт-терапии. Новые направления в гештальте, психодраме и… Сборник мат-лов Московского Института Гештальта и Психодрамыб ч.1:47-56
  25. Фрю Д.Е. (2001) Применение теории гештальт-терапии при проведении групп. Теория и практика гештальт-терапии на пороге 21 века. Изд-во Ростовского Университета: 85-105
  26. Шлей В., Папе С. Руководство по обсуждению случая в группе. Журнал Московского Гештальтинститута.— М., 1993.— С. 72-75.
  27. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой терапии, Минск, 2002.
  28. Шлей В., Папе С. Руководство по обсуждению случая в групп/ Журнал Московского Гештальтинститута.— М., 1993.— С. 72-75. Робин Ж-М. Теория и практика группы в гештальттерапии/ Журнал Московского Гештальтинститута.– М.,2000. – С.21-28.
  29. Ялом И. (2000) Теория и практика групповой психотерапии. Санкт-Петербург: ПИТЕР