Профессиональные тренинги по детской гештальт-терапии «Территория детства: разговор на одном языке»

Тренинги предназначены для психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников.

Цель и задачи тренингов:

  1. Интеграция теории гештальт-терапии с релевантными теориями развития и знаниями о детях других терапевтических школ (гуманистическая психология Ш.Бюлер, К. Роджерс, А.Маслоу, В.Экслайн; теория привязанности Джона Боулби; школа активного психоанализа Ш.Ференци, М.Балинт; теория социализации Э.Эриксона ;теория развития самости Д.Штерна; теория аффективной логики Люка Чомпи; концепты Д.Винникота; бодинамика Лизабет Марчер; системный интегративный подход В. Цимприх и Зисси Фрошмайер).
  2. Формирование идентичности детского психотерапевта.
  3. Знакомство с практическими диагностическими и терапевтическими инструментами в работе с детьми.
  4. Наращивание личностных ресурсов.
  5. Развитие необходимой осознанности и чувствительности к детским темам, субъективному миру фантазий ребенка и его связи с внешним и внутренним миром его близких.
  6. Развитие способности находиться в невербальном диалоге.
  7. Получение опыта обращения с телесными переживаниями.
  8. Проработка личного материала.

Важно!

  1. Посещение всех профессиональных тренингов
  2. Написание реферата.
  3. Описание и анализ терапевтического случая долгосрочной терапии с ребенком до 16 лет.
  4. Самостоятельные интервизорские встречи участников в малых группах (не менее 24 часов).

Тема 1. Особый мир детства.

Теоретическая часть. История детской психотерапии. Отличие психотерапии детей от терапии взрослых. Терапевтические отношения в детской практике. Цели, задачи, инструменты. Роль терапевта, требования к его личности. Осознание собственных возможностей и ограничений. Вопросы мотивации в терапии.

Первый контакт с ребенком. Игра как форма контакта.  Анализ игровой деятельности. Работа над контактом и связью с ребенком. Символы, как способ выражения потребностей и актуального состояния ребенка.

Понятие ресурсов и богатства фона.

Невербальное в работе с детьми. Тренировка телесного и эмоционального резонанса в работе с детьми. Организация сеттинга и терапевтического пространства. Терапевтический контракт. Этические вопросы.

Практическая часть.

  1. Процедура знакомства
  2. Симулированные сессии, представляемых детей, находящихся в терапии у участников группы (проводят ведущие).
  3. Анализ детских случаев.
  4. Упражнения направленные на развитие осознания собственных эмоциональных и телесных реакций на ребенка, его творчество, игру.
  5. Упражнения, направленные на способность входить в эмоциональный контакт и понимать потребности ребенка.
  6. Тренировка навыка нахождения в неопределенности и сотворчестве.
  7. Направленные воспоминания и визуализации с целью актуализации детского опыта терапевтов и  развития чувствительности к темам  детского возраста.
  8. Терапевтические фокусировки на переживаниях участников группы.

Тема 2. Дети до 3 лет. Психотерапия и консультирование.

Теоретическая часть. Этапы эмоционального и социального развития в раннем возрасте. Роль взрослого. Кризисы обретения доверия и автономии (Э.Эриксон). Этапы формирования самости (Штерн). Понятие привязанности. Норма и нарушения (Боулби, Бриш). Формирование структур характера (Бодинамика). Понятие дефицитов ранней социализации и работа с ними. Сепарация – индивидуация (Малер). Нарциссические нарушения и травмы (Х. Кохут) Особенности игры детей этого возраста. Терапевтические стратегии в работе с детьми и их взрослым  окружением .

Практическая часть:

  1. Упражнения на погружение в ранний опыт.
  2. Тренировка игровых навыков и взаимодействия с детьми.
  3. Упражнения на осознание терапевтической роли и позиции.
  4. Упражнения на осознание и усиление собственных ресурсов –спсобностей и навыков необходимых в работе с детьми.
  5. Терапевтические симулированные сессии с разбором (терапевтами работают ведущие и участники).
  6. Упражнения на тренировку навыка диагностики нарушений контакта (психотерапевтическая работа с ними).
  7. Терапевтические фокусировки.

Тема 3 . Работа с детьми 3-6 лет.

Теоретическая часть: Кризис обретения инициативы (Э. Эриксон). Структуры характера (любовь, индивидуальность, сексуальность, гендерные роли, способность иметь свое мнение) (Бодинамика, Кон).Социализация в детском саду. Конкуренция и сотрудничество. Особенности игры. Этапы игровой терапии. Сиблинговые отношения. Работа с чувствами вины, стыда, страха, злости. Насилие, страх и агрессия в детском мире. Роль взрослых на данном этапе развития. Основные темы в терапии. Терапевтические стратегии Работа с окружением.

Практическая часть;

  1. Игровые сессии с разбором.
  2. Упражнения на погружение в собственный опыт этого периода.
  3. Тренировка терапевтического резонанса.
  4. Арт-терапевтические методы в работе с сильными чувствами.
  5. Телесные упражнения на углубление осознанности телесных процессов, понимание их связанности с эмоциональными переживниями и потребностями в контакте, ,поиск форм телесного взаимодействия в контакте,, накопление позитивных телесных ощущений для  усиления витальности.
  6. Супервизия.
  7. Терапевтические фокусировки с участниками группы.

Тема 4. Школьный и подростковый возраст.

Теоретическая часть. Теории развития К. Роджерса, А.Маслоу, Ш.Бюлера. Современная школа и эмоциональная готовность к ней. Кризис становления компетентности (Э.Эриксон). Роль семьи и учителя. Нарушения прохождения кризиса. Проблемы школьной мотивации и адаптации в коллективе. Ресурсы ближайшего окружения и современного общества. Модели коммуникации. Эмоциональные настройки.

Понятие подросткового кризиса. Зрелая идентичность. Виды нарушений идентичности (Э.Эриксон). Становление сексуальности (Кон). Этапы сепарации. Роль семьи, социального окружения, общества. Социальные институты. Осложненный кризис (диагностика и сопровождение). Подростковые суициды. Особенности терапии кризиса. Терапевтические стратегии и особенности в работе с подростками и их семьями. Дисфункциональные семьи и пограничные расстройства.

Практическая часть:

  1. Заочная супервизия.
  2. Симулированные консультации с анализом.
  3. Игра в школу.
  4. Упражнения на проживание сепарации, осознание своей идентичности и сексуальности.
  5. Путешествие в подростковый мир.
  6. Упражнения на развитие способности к творческому, спонтанному взаимодействию с детьми.
  7. Терапевтические фокусировки с участниками группы.

Тема 5. Работа с детско-родительскими отношениями.

Теоретическая часть: Здоровая и нарушенная динамика детско-родительских отношений. Диагностика нарушений и работа с ними. Эмоциональные настройки семьи и модели коммуникации. Работа с незавершёнными гештальтами родителей. Выявление защитных факторов и ресурсов окружения. Работа с ресурсами семьи. Дети разводов, дети из неполных семей, дети зависимых родителей (специфика работы). Прощание в детской терапии. Завершение курса.

Практическая часть:

  1. Проективные тесты в группе, составление и анализ  генограмм, циркулярное интервью.
  2. Упражнения на тренировку способности устанавливать терапевтический альянс с окружением ребенка
  3. Анализ случаев.
  4. Терапевтические сессии
  5. Упражнения на выявление ресурсов, позитивных для ребенка свойств семейной системы:интеллектуальные,ценностные,культурные,социальные,физические,эмоциональные,материальные возможности и способности . членов семьи, дифференцированность их коммуникативных стилей, степень включенности родителей  в воспитание и отношения с ребенком. .Выявление зон  развития детско-родительских отношений.
  6. Процедура прощания (выражение чувств, составление планов, творческие подарки друг другу).

Список литературы к программе по детской терапии*.

1.Вайолет Оклеандр  «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии».

2.Миллер Алис  «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я»

3.Вайолет Оклеандер  « Сокровищница детской души»

4.Кларк Мустакас « Игровая терапия»

5.Лэндрет.Г.Л  « Игровая терапия: искусство отношений»

6. Вирджиния Экслайн  «Игровая  терапия»

7.Рут Ламперт « Работа с детьми в гештальт-терпии»

8.А.Айхингер. В Холл «Детская психодрама»

9.Стивен.М.Джонсон «Психотерапия характера»

10.Даниэл Н Стерн  «Межличностный мир ребенка»

11.Франц Рупперт «Симбиоз и автономность»

12.Франсуаза Дальто « На стороне ребенка»

13 Эрик Эриксон « Идентичность: юность и кризис»

14.Эрик Эриксон « Детство и общество»

15. Маргарет С.Малер ,Фред Пайн, Анни Бергман « Психологическое рождение человеческого младенца»

16.Карл Хайнц Бриш  “Терапия нарушений привязанности . От теории к практике.»

17. Ирина Млодик    «Приобщение к чуду или неруководство по детской психотерапии»

18.Маршалл.Р.Д «Разрешение сопротивлений в психотерапии детей и подростков»

19.Боулби Джон « Создание и разрушение эмоциональных связей»

20.  Дональд  Вудз  Винникот «Семья и развитие личности»

21. Аллан  Гюггенбель  «Зловещее очарование агрессии»

23.Руэлла Франк  «Достигая друг друга»

24. В.В Минина  «Проективный рисунок в гештальте»

25.Элинор Гринберг  «Лечение пограничных расстройств»

26. Диана Видра «Дети разводов .Между травмой и надеждой»

27.Ж.Ледлофф « Как вырастить ребенка счастливым принцип преемственности»

28.Артур.Крафт ,Гарри Лэндрет « Родители как психотерапевты»

29. Питер Левин «Исцеление  травмы»

30.    Джон Аллан   «Ландшафт детской души»

31. Джойс Миллс   и Ричрд  Кроули         «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»

32.Артур Крафт, Гарри Лэндрет «Родители как психотерапевты»

33.  А.Я.Варга.  «Современный ребенок энциклопедия взаимпонимания»

34.Карл Витакер « Семья в кризисе, опыт терапии»

35.А.Я Варга  « Системная семейная терапия»

36.Б.Борьесон, С.Бриттен, С. Довбня, Т.Морозова, К.Пакеринг  «Ранние отношения и развитие ребенка»

37.Байярд Роберт Т, Байярд  Джин « Ваш беспокойный подросток»

Выделено обязательное чтение

Авторы профессиональных тренингов:

Пудова Татьяна - врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, психиатр, гештальт-терапевт, супервизор, сертифицированный интегративный детский и подростковый психотерапевт (австрийский институт «О-кидс» совместно с Московским институтом интегративной детской и подростковой психотерапии «Генезис», травматерапевт, групповой терапевт, ведущая профессиональных тренингов по гештальт-терапии, ведущая профессиональных тренингов по интегративной детской и подростковой психотерапии (российско-австрийский проект), соавтор профессиональных тренингов по детской психотерапии. Опыт работы с детьми 11 лет.

Румянцева Наталья Анатольевна - врач-психотерапевт, психиатр, гештальт-терапевт, интегративный детский и подростковый психотерапевт (австрийский институт «О-кидс» совместно с институтом «Генезис»), супервизор, групповой терапевт, семейный психотерапевт, педагог-психолог, соавтор профессиональных тренингов по детской психотерапии. Опыт работы с детьми 12 лет.