Анализ случая психотерапии ребенка

Знакомство.

  1. Начинаем с описания того, как ребенок и его семья оказались на вашем приеме.
  2. Фиксируем первичный запрос родителей.
  3. Описываем анамнестические данные (собранную информацию о жизни ребенка): как вынашивался, родился, развивался, чем болел, с каким значимыми изменениями и событиями сталкивался в процессе социализации,  состояние семейной системы в разные периоды жизни ребенка.

Диагностика.

4.1. Делаем первичные  диагностические выводы по поводу состояния ребенка,  обосновывая их:

  • информацией, собранной у родителей и других взрослых;
  • наблюдениями за поведением ребенка, его эмоциональными реакциями, особенностями взаимодействия с членами семьи;
  • результатами проективных тестов (если делали);
  • описанием способов построения контакта с терапевтом.

4.2.  Констатируем (при наличии) нарушения развития, травму, дефициты, психосоматичесие симптомы, кризис, внутренние конфликты, реакцию горя, психоз.

4.3. Оцениваем и описываем состояние семьи:  коммуникативные особенности, иерархию, границы, стабилизирующие факторы,  уровень сплоченности и дифференцированности, мифы, традиции, ценности культурный уровень, материальное благополучие, аффективные настройки, психические  и психологические проблемы членов семьи.

4.4. Описываем ресурсы и невротизирующие ребенка факторы.

4.5. Оцениваем его адаптацию в саду, школе и влияние других значимых взрослых.

4.6. Еще раз делаем вывод об актуальных трудностях ребенка. Определяем какие потребности ребенка фрустрированы. Ставим собственные задачи и цели в терапии ребенка и его семьи.

Терапия.

5. Описываем процесс терапии. Отражаем  следующие моменты:

  • ключевые взаимодействия с диалогами; игровыми, телесными, символическими интеракциями;
  • oсмысление сути происходящего и построение терапевтических    гипотез  на основании: фантазий, чувств, мыслей, потребностей, телесных ощущений  затруднений  терапевта, возникающих    в ходе контакта,  наблюдения за реакциями ребенка на действия терапевта, выделения тем игрового и вербального общения;
  • способы проверки своих гипотез;
  • терапевтические интервенции;
  • анализ эффективности действий терапевта по выделению фигуры        потребности, движению по циклу контакта, поддерживанию энергии в сессии  и работе с сопротивлением;
  • эмоциональное состояние ребенка и терапевта к концу сессии и       после нее.

6. Описываем сессии с родителями  в форме эссе.  Отражаем переживания  и поведение родителей в отношении ребенка. Выделяем их личные темы мешающие воспитанию и любви. Осмысляем терапевтические интервенции и  переживания терапевта.

Завершение. Выводы.

7. Описываем момент завершения терапии, причины окончания встреч, достигнутые результаты, чувства ребенка и терапевта, процедуру прощания.

8.  Добавляем (если есть) катамнестические данные и благодарность  ребенку за то, что он для нас открыл.

Работа готова!!!

 

Эта структура поможет вам проанализировать свою работу и изложить ее в свободной творческой форме, в которой будут отражены основные этапы работы, а  профессиональный разбор будет проиллюстрирован отрывками из сессий. Возможно в вашем блюде «Описание случая»  каких-то ингредиентов будет больше, каких-то меньше, каких-то совсем не будет. Ведь каждый случай уникален и в нем приходится делать свои акценты. Что является самым главным? Описание  динамики развития  терапевтического процесса от преконтакта (знакомство, диагностика), контакту (терапевтическому процессу) и постконтакту или ассимиляции (анализ сделанного и пережитого).