Довольно часто участники профессиональных тренингов по гештальт-терапии задают вопрос по поводу того, как писать работу, посвященную долговременным терапевтическим отношениям.
Письменная работа, прежде всего, развивает навык профессионального анализа своей практики, обнажает уязвимые места, которые можно обсудить со своим супервизором или терапевтом. Участники, написавшие такую работу, на практике убеждаются в ее полезности для профессионального развития. По большому счету она пишется для себя самого, с целью улучшения своей практики, ваш тренер следит лишь за полнотой изложения того, как именно вы понимаете и переживаете процесс терапевтического взаимодействия с клиентом. Меньше всего его интересует условная «правильность» такого понимания. Тем более, что он не был свидетелем этой работы.
Давайте обсудим, что должно быть отражено в такой работе по содержанию.
Первое – работа описывается с начала до конца от особенностей прихода клиента в терапию (кто направил и как попал, особенности контракта, основное содержание всех сессий (тема и фигура), особенности окончания терапии и планы на будущее, если были). Это означает, что в работе должен быть отражен процесс терапии. Для иллюстрации этого процесса используются фрагменты стенограммы сессии.
Второе – в работе делается акцент на последовательно развивающихся терапевтических отношениях. Это означает, что терапевт описывает свои реакции на клиента, обозначает особенности переноса (особенности проекции клиента на терапевта) и контрпереноса и аргументирует это фрагментами стенограммы. Помогают описать это процесс профессиональным языком не один раз прочитанные книги
1.Винер Дж.Терапевтические отношения. Перенос, контрперенос и обретение смысла. «Когито-Центр», 2011 г., 152с.
2.Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – Перевод с англ. под ред В. В. Зеленского и М. В. Ромашкевича. – СПб.: Б. С. К., 1997. – 143с.
3.Негативный перенос и перенос негатива. Изд-во Модерн, 2011, 128с. И многие другие
Вопросы по поводу жанра, стиля и структуры работы решаются в соответствии с личными предпочтениями. Работу можно оформить в виде:
А. последовательного описания сессий;
Б. выделить (по теме клиента или теме терапевтических отношений) подглавки с названиями, отражающими эти темы;
В. как либо еще (при сохранении вышеуказанных требований). Это в чистом виде творчество каждого автора.
Однако просто прислать работу еще не все, на этом ваша работа не заканчивается.
Ваш тренер продолжит обсуждать с вами вашу работу, задавая вопросы или фантазируя вместе в вами по поводу интересных аспектов терапии. Возможно, вам будет нужно что-то уточнить, переслушать аудиозапись сессии, сделать заключение об особенностях своих реакций на клиента или … прочитать еще пару интересных книг по терапии))).
Успехов!