Вход
Игра в жизнь

Игра в жизнь

Хватит судорожно искать себя.
Сядьте и успокойтесь.
Вспомните, где вы видели себя в последний раз.
Скорее всего, вы там и сидите.

Анекдот.

 

Таким не праздным и совсем не смешным анекдотом решила я начать данную статью. И чем больше я думаю о содержании этого самого анекдота, тем больше переплетений возникает в моем сознании между его сутью и судьбами многих и многих знакомых мне людей, клиентов…

«Потерять себя, искать себя и находить» – знакомый мотив в психологии и психотерапии. Можно сказать – это лозунг современной психотерапии, и ее пропаганда – «Помочь найти себя, в короткие сроки. Помочь познакомиться с собой настоящим. Прийти к себе».

Очень грубо, пресловуто, но в общих чертах так оно и есть. Важно сейчас другое… Где, то особенное место, с которого мы люди, словно «сходим с рельсов», теряем себя, а затем ищем?

Анекдот иронично приглашает нас вернуться туда, где мы видели себя в последний раз. Фактически мысленно отмотать вспять воспоминания о нашей личной истории к моменту «Х».

Банально и просто - отмотай и найди себя. Все! Но не тут то было…

Память отшибает, ноги не идут, глаза не сморят, уши не слышат, а руки опускаются и отвернуться страсть как хочется от Этого Самого… И слова не подбираются никакие, а только вокруг до около кружатся, чтобы ненароком не назвать То Самое. СТРАШНОЕ.

Ну, а то, что жизнь личная не клеится, так не в этом дело! Это скорее всего сглаз или порча какая. Или таблеточки нужно попить успокоительные, и авось само собой как-нибудь все и разрешится.

Истории… такие разные, но такие похожие…

Индивидуальные, родовые и государственные, истории целой страны, огромного мира и истории, сведенные к секундам, минутам индивидуальной жизни. Разные, но с одной общей функцией – функцией сохранения непрерывности связи времён, поколений во всех, даже самых неприглядных, аспектах человеческого бытия, будь то массовые кровопролития и воины, концлагеря, революционные меры с попытками переиначить, лишить веры, свергнуть, отбросить, попытками забыть и обесценить...

И это не только про историю страны, хотя это тоже очень и очень интересная тема.

Это и про историю рода, и про историю отдельной личности. Это о нас всех во временной перспективе, в терминах принадлежности, протяженности во времени и одновременного сужения этого пространства в одну единственную точку – в "здесь и сейчас". Какое это имеет отношение к потере себя и истории, спросите вы. А вот какое… Самое простое…

"Здесь и сейчас" – до банальности простой и часто ускользающий от осознания момент «наполненности» бытия парадоксально сводящийся к нескольким секундам и целой жизни одновременно. Так мало с позиции масштаба истории, отпущенных лет и так много в обширности привносимого материала в эту самую секунду жизни. Момент «здесь и сейчас» открывается для тех, кто способен к честному ценностному присутствию в настоящем с глубоким принятием себя и своей истории в прошлом без исключения людей, событий, фактов. Я возвращаюсь к себе, обретаю себя только с признанием принадлежности к своему народу, роду, семье, профессии с их традициями, обычаями и многовековой историей.

Только приняв себя, как представителя нации, рода, отдельной семьи и профессии, я могу присутствовать в жизни целостно весомо и значимо, зрело... Я - это по настоящему Я, только тогда, когда могу позволить себе впустить в себя свое прошлое, прошлое своей семьи, каким бы оно не было без лукавства и вранья, без формирования ложной самости, защит и избеганий.

Только принимая и признавая ценность и фактическую неизменность хода жизни и сделанных выборов каждого представителя моего рода (какими бы они травмирующими и неприятными для меня не были), я приобретаю возможность осознанно выбирать ход и направление моей жизни, привлекая в свою жизнь и удерживая «своих» людей.

Я - это я и никто иной.

Я принимаю каждого представителя моего рода с его способом жить и строить отношения, с его взглядами, его культурным и историческим наследием. Я ценностно извлекаю уроки из его жизни, при этом обладая правом не понимать его до конца и не прощать, если не могу. И только благодаря, этой возможности «не прощать» и «не понимать» я могу жить иначе, выбирать иначе и строить свою жизнь по своему умыслу.

Я принимаю то, что Мы разные и этого не изменить.

В этом ценностном принятии, дарованного мне наследия, порядок и преемственность времён, моя зрелость, целостность и человеческое достоинство выражающееся через «Помнить, Знать, Выбирать».

Как часто в терапии и жизни приходится встречаться с исключениями, попытками забыть, не прощая, попытками простить будучи не в состоянии этого сделать. Попытками притворятся и принадлежать не тем, не тому... Не себе..., а более приятному радостному придуманному варианту себя в своей придуманной истории, фантазийной истории, где нет необходимости встречаться со стыдом и можно в тоже время не менее бесстыдно выпячивать то, чем можно гордится... часто не своим, но точно достойным присвоения (проективная идентификация).

Нет, зрелость совершенно точно не про календарный возраст, не про количество пройденных тренингов, не про количество терапий, а про смелость увидеть себя целиком. Смелость оглянуться и встретиться лицом к лицу с Тем Самым, из-за которого я не совсем я и таким образом вернуть себе опору, целостность, значимость, через признание целостности, важности и значимости своего прошлого и прошлого всех, без исключений представителей рода, семьи, страны, создававших и творивших эту историю как знали и умели, как могли.

Печально, что отправляясь на поиски себя, мы с парадоксальным упрямством стараемся "не видеть" и "не знать" того, что не хочется, того что обычно сопровождается болью, одиночеством, отчаянием и стыдом. Продолжаем заискивающе притворяться и умалять степень значимости НЕКОЕГО ужасного события для себя самого, других, вводя его через "отсутствие эмоциональности" в разряд обычных. Запутываем себя в лабиринтах "ложной самости", "ложного Я" и через ложь себе, вводим в заблуждение других относительно себя. Упрямо и неистово стараемся строить заведомо ложные отношения не с теми, с чужими априори, но с "вроде бы" достойными людьми, на совершенно чуждых нам и ложных основаниях. Тратим годы на реанимацию и сохранение того, что изначально не должно было состояться… Печально. Но все это мы, люди. Избегающие боли, страдания, предательства, наученные не наступать на одни и те же грабли и… не быть собой. Быть тем, кто лучше, чище, правильнее, умнее… Быть тем, кто не существует… Парадоксально.

Парадоксально и то, что пока мы избегаем встречи с болью, попутно избегая размещения ее в пространстве между… пока мы, придерживая свою боль, не рискуем встретиться с болью другого… Мы лишаем себя возможности подлинной встречи, близости, через сочувственное присутствие в «здесь и сейчас» двух обыкновенных людей.

Вот так мы лишаем себя части своей истории, уроков, которые можно из нее извлечь, лишаем себя права не прощать и выбирать другой путь, лишаем себя опоры на непрощение, лишаем себя близости и радости подлинной встречи в честном и полном присутствии в «здесь и сейчас»… Лишаемся себя, теряем другого, теряем все, ради чего хочется жить…

И пока это так. И это тоже наш выбор.

Конец.

Автор: Лядова Анна

Метки: